Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

[ главная | к началу статьи | все статьи]

Ботик Петра I
(Автор статьи - Ларионов А.Л.,старший научный сотрудник фондов ЦВММ,Санкт-Петербург, 1976 г., июль.
Опубликовано с сокращениями: журнал "Судостроение" №7, 1976 г., стр. 59 - 64)


<<назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9


На ботике в качестве его команды адмиралы Российского флота: командовал ботиком генерал- адмирал Ф.М.Апраскин, обязанности рулевого исполнял Петр Михайлов (Петр I), роль лотового - вице - адмирал А.Д.Меншиков, пушкаря, отвечавшего за салюты оберцейхмейстер флота Христиан Отто, а на веслах сидели вице- адмиралы Петр Сиверс и Томас Гордон и контр- адмиралы Наум Синявин и Томас Сандерс.

После торжественной встречи ботика флотом, на парадном обеде на борту флагманского корабля "Святая Екатерина", Петр, обращаясь к присутствующим воскликнул:
" Смотрите как дедушку внучата веселят и поздравляют! От него при помощи Божеской флот на юге и севере, страх неприятелям, польза и оборона государству!"
Так, названный Петром "дедушкой русского флота" - ботик стал навсегда немым свидетелем, видевшим не только гордо стоящие в кильватерной линии творения отечественных кораблестроителей, созданных на новых верфях по берегам Свири и Невы, но и первых флагманов , водивших их в первые походы и сражения на Балтике.

30 августа 1723 года в день празднования второй годовщины Ништадского мира, ботик торжественно поставили на Государев больверк Петропавловской крепости. Через год, в этот же день, ботик, водруженный на беспалубный бот, буксируемый галерой, провели вверх по Неве до стен Александро- Невского монастыря, а затем возвратили на свое место в Петропавловской крепости. Этот обычай отдавать почести ботику в годовщину мира со Швецией, - Петр узаконил специальным указом. Но с его смертью указ перестал действовать. О нем вспомнили только во время царствования дочери Петра - Елизаветы Петровны и дважды выполняли в 1744 и 1745 гг.

В 1762 - 1765 гг. для сохранения ботика - дорогой флоту реликвии, по проекту архитектора А.Ф.Виста был построен около Петропавловского собора изящный павильон - "Ботный домик". До постройки павильона ботик хранился весьма неудовлетворительно. Он стоял на одном из больверков крепости, покрытый лишь куском просмоленной парусины.

Еще трижды для торжественных церемоний ботик покидал свою "стоянку" в стенах Петропавловской крепости. 16 мая 1803 года, во время празднования столетия С.-Петербурга его установили на шкафуте нового 110- пушечного корабля "Гавриил", стоявшего на Неве против Сенатской площади. На палубе корабля почетными "стражами" ботика стояли четыре столетних моряка, еще помнивших Петровские времена. 3 июля 1836 года состоялось как- бы повторение парада 1723 года, когда снова на Кронштадском рейде собрался весь Балтийский флот приветствовать своего "дедушку", поставленного на шканцах "Геркулеса", одного из первых русских военных пароходов. И снова после прохождения "Геркулеса" с ботиком на борту мимо строя кораблей, они отсалютовали своему "деду" из всех своих орудий.

Летом 1872 года, после 150- летнего пребывания в С.-Петербурге, ботик вновь посетил Москву, где экспонировался на Всероссийской политехнической выставке. Там он стоял в павильоне рядом с моделями строившихся в ту пору кораблей, как например, первого в мире эскадренного броненосца "Петр Великий".

До 1928 года ботик хранился в Петропавловской крепости, откуда был перевезен в Петергофский парк, где помещался в бывшем Птичьем вольере. Там он простоял до 1940 года. 29 августа 1940 года состоялось решение Ленгорсовета о передаче ботика Центральному военно- морскому музею. Последний раз ботику пришлось покинуть берега Невы в годы Великой Отечественной войны. 15 июля 1941 года, его для эвакуации на Волгу в г.Ульяновск, погрузили на палубу речной грузовой баржи и он в трагические для Родины дни, повторил свой путь по Неве, но вверх по ее течению. В марте 1946 года ботик по железной дороге торжественно вернулся в Ленинград.

Невольно проникаешься почтение к древнему маленькому ботику - этому бессловесному очевидцу многих исторических событий и, в частности, этапов отечественно кораблестроения.

Октябрь - февраль, 1975 - 1976 г.



 


<<назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск