Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

[ главная | к началу статьи | все статьи]

Ботик Петра I
(Автор статьи - Ларионов А.Л.,старший научный сотрудник фондов ЦВММ,Санкт-Петербург, 1976 г., июль.
Опубликовано с сокращениями: журнал "Судостроение" №7, 1976 г., стр. 59 - 64)


Вес корпуса ботика, определенный в 1837 году, равен 78 пудов (?) фунта , что составляет 1286, 71 кг.
По своим размерениям ботик близок к современному "ЯЛ - 6" ( 6,10 х 1, 85 х 0,94 м., вес 940 кг.), но значительно тяжелее последнего. Судя по имеющимся данным, конструкция ботика относится к английской системе. По своему виду он подходит к корабельным гребным судам 17 века - пинасам. Их отношение ширины по миделю к длине между штевнями равнялось 3 - 3,3, а ширина транца к миделю приблизительно 2,2. Этими же особенностями обладает и ботик. Его отношение длины к ширине равно приблизительно 3,2, а отношение ширины транца к миделю - 2,0.

Голландские мастера 17 века большей частью строили шлюпки вельботного типа без транца, но с очень полными кормовыми и носовыми обводами. Типичным образцом голландского гребного судна был 10- весельный бот "Фортуна", близкий по величине к ботику. Построенный К. Брантом на Переяславском озере в 1688- 89 гг. для потешной флотилии. Он сохранился до наших дней в музее- усадьбе "Ботик" в Переславле- Залесском.

В редком случае голландцами строились гребные суда с транцем, который делался очень узким, всего 0,33 ширины по миделю. Здесь надо отметить одну очень интересную особенность обводов ботика. Его корпус от степса мачты до ахтерштевня имеет каплеобразную в плане, плоскую часть днища, при очень низкой высоте киля, всего в 63,5 мм. Флортимберсы шпангоутов от пятой банки до конца кильсона корытообразной формы и резко переходят в округлые обводы футоксов. При снятии обмерного чертежа ботика в 1837 году, эта особенность его обводов не была замечена (???, прим. А.Б.). При просмотре шлюпочных чертежей 17- 18 вв. аналога такой конструкции корпуса обнаружить не удалось. Шпангоуты ботика - дубовые, рубленые. Их среднее сечение равно 70 х 57 мм, каждый шпангоут состоит из двух ветвей, правого и левого борта, положенных в перекрой друг друга. Между основными поставлены дополнительные укороченные шпангоуты, идущие от киля до половины высоты борта. Все ветви шпангоутов лежат на киле и сверху покрыты связующим их кильсоном с сечением 304,8 х 50,8 мм.

Его борта помимо сильного планширя (111,1 х 50,8 мм), укреплены бархоутом, положенным прямо на шпангоуты. Ботик обшит стесанными к оконечностям хвойными досками толщиной 28,6 мм.

На планшире ботика стоят в шахматном порядке три штыревые уключины (шкармы). Четвертая вставлялась под съемным вкладышем у начала правого шпигеля (кормового фальшборта). Во время очередного ремонта этот вкладыш заделали намертво и даже сняли подушку шкармы, след от которой остался. Гребля велась в распашную, но поскольку ботик довольно тяжел, вполне вероятно что на каждое весло садилось по два человека.

Декор ботика требует специального разбора.
Между планширем и бархоутом на борта ботика нанесены 64 чередующихся треугольника белого, синего и красного цветов. Подобная роспись на бортах встречалась на фрагментах декора испанских и английских галионов еще в 16 веке. Кормовые фальшборты покрыты росписью с мотивом ритмически повторяющихся завитков растительного побега. С внутренней стороны транца нарисован двуглавый орел, обрамленный подобным же орнаментом. Видимо эта роспись позднейшего происхождения и сделана русскими мастерами. Гака- борт ботика украшен резьбой невысокого рельефа. Он состоит из сюжетной композиции с фигурой святого по центру. От него справа помещен условно выполненный кораблик, близкий по силуэту к бусу, а слева небольшое строение. Эта композиция обрамлена растительным орнаментом из крупных листьев аканта и вольных завитков. Резьба орнамента отличается выразительностью и лаконизмом своего художественного языка, благодаря чему, ее четкие формы видны не только вблизи, но и с далекого расстояния. Ниже композиции, на самом транце, помещены стилизованные маскароны , сочетающие черты головы льва и лица человека.
Из всего комплекса кормового декора наибольшего внимания заслуживает полихромно расписанная фигура святого. Подобные фигуры натуралистично раскрашенные объемные изображения святых - можно встретить в любом кастеле. Так же они издавна украшают и англиканские храмы. В культе английской церкви, возникшей в период реформаций в первой половине 16 века, многое сохранилось от католицизма. Теперь стоит вспомнить замечание Кампредона , что ботик носил имя "Святой Николай". Украшающая ботик фигура святого, благославляющего кораблик, действительно изображает архиепископа города Миры в Ликии Николая, жившего в третьем веке и возведенного христианской церковью в ранг святых. По религиозному приданию этот святой считается покровителем моряков и мореплавания. Поэтому его чаще всего изображали на фоне моря с плывущими по нему кораблями. Еще одна деталь композиции говорит о том, что изображен именно Св. Николай. Домик, вырезанный справа от фигуры святого, напоминает по своей архитектуре церковь в г. Барии, на берегу Италии, куда были в 1086 году перенесены его останки (т.н. мощи).


<<назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 вперед>>

 

Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск