|
[ главная | к началу статьи | все статьи] |
Ботик Петра I (Автор статьи - Ларионов А.Л.,старший научный сотрудник фондов ЦВММ,Санкт-Петербург, 1976 г., июль. Опубликовано с сокращениями: журнал "Судостроение" №7, 1976 г., стр. 59 - 64) |
Голландские мастера 17 века большей частью строили шлюпки вельботного типа без транца, но с очень полными кормовыми и носовыми обводами. Типичным образцом голландского гребного судна был 10- весельный бот "Фортуна", близкий по величине к ботику. Построенный К. Брантом на Переяславском озере в 1688- 89 гг. для потешной флотилии. Он сохранился до наших дней в музее- усадьбе "Ботик" в Переславле- Залесском. В редком случае голландцами строились гребные суда с транцем, который делался очень узким, всего 0,33 ширины по миделю. Здесь надо отметить одну очень интересную особенность обводов ботика. Его корпус от степса мачты до ахтерштевня имеет каплеобразную в плане, плоскую часть днища, при очень низкой высоте киля, всего в 63,5 мм. Флортимберсы шпангоутов от пятой банки до конца кильсона корытообразной формы и резко переходят в округлые обводы футоксов. При снятии обмерного чертежа ботика в 1837 году, эта особенность его обводов не была замечена (???, прим. А.Б.). При просмотре шлюпочных чертежей 17- 18 вв. аналога такой конструкции корпуса обнаружить не удалось. Шпангоуты ботика - дубовые, рубленые. Их среднее сечение равно 70 х 57 мм, каждый шпангоут состоит из двух ветвей, правого и левого борта, положенных в перекрой друг друга. Между основными поставлены дополнительные укороченные шпангоуты, идущие от киля до половины высоты борта. Все ветви шпангоутов лежат на киле и сверху покрыты связующим их кильсоном с сечением 304,8 х 50,8 мм. Его борта помимо сильного планширя (111,1 х 50,8 мм), укреплены бархоутом, положенным прямо на шпангоуты. Ботик обшит стесанными к оконечностям хвойными досками толщиной 28,6 мм. На планшире ботика стоят в шахматном порядке три штыревые уключины (шкармы). Четвертая вставлялась под съемным вкладышем у начала правого шпигеля (кормового фальшборта). Во время очередного ремонта этот вкладыш заделали намертво и даже сняли подушку шкармы, след от которой остался. Гребля велась в распашную, но поскольку ботик довольно тяжел, вполне вероятно что на каждое весло садилось по два человека. Декор ботика требует специального разбора.
|
Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай» |
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск |