Среди
церковных принадлежностей православной церкви 16-17 веков редко встречаются объемные фигуры.
На сохранившихся их образцах всегда лицо святого изображается в полный фас, лицо же Св. Николая
на гака- борте ботика вырезано в четверть оборота. Его одежда и лик, с черной бородой, вместо
седой, не соответствуют православным иконописным законам. Из-за неприязни правосланой церкви
к западным христианским вероучениям, прежние исследователи истории ботика, имени изображенного
на нем святого не раскрывали.
Определение имени святого и всего смыслового содержания кормовой резьбы лишний раз говорит о
том, что ботик делался не в России и укрепляет версию о его постройке в Англии.
Вооружение
ботика. ( этот раздел статьи имеет смысловой разрыв,- причина - отсутствие одной страницы
в материале переданном мне Ларионовым А.Л., прим. А.Б.)
… осадку и низкий киль, даже на узкой Яузе иногда делать удачные повороты под парусами.
Поскольку К. Брант был голландцем, он конечно, сразу стал вооружать ботик согласно голландской
системе, о которой имел некоторое представление. Вполне возможно участие в вооружении и оснащении
ботика профессионального корабельного мастера голландца Корта, так же как и Брант, жившего в
Немецкой слободе под Москвой.
Ведь именно он по просьбе Петра отправился вместе с Брантом в начале июля 1688 года закладывать
первые суда Переяслвской потешной флотилии. Учитывая большой объем работ, несомненно к ремонту
ботика были привлечены и русские "работные" люди, трудившиеся под руководством голландцев.
Юный царь любил чтобы его желания исполнялись как можно быстрее. Ремонт и оснащение ботика заняло
максимум две недели.
Вероятнее всего, ботик вооружался по типу оснастки небольших парусных или парусно- гребных яхт,
появившихся в Голландии в начале 17 века. Эти яхты обычно применялись как быстроходные посыльные
суда или строились для поездок "важных" особ. Они имели 1-2 мачты с длинными гиками
и маленькими гафелями, а так же привязной бушприт и могли нести гафельные паруса и один или
два стакселя. Обязательной принадлежностью яхт были шверцы - опускаемые с обоих бортов деревянные
кили.
Бесценным материалом для воссоздания вооружения ботика оказались альбомы с подлинными рисунками
и чертежами, относящимися к концу 17 - началу 18 веков, заполненными "корабельным архитектором"
Франциском Карлусом Ван Дове.
При их анализе, а атак же анализе рисунков голландских художников 17 века, выяснилась стойкость
пропорций деталей оснастки малых голландских судов. Хорошо известно, что в старинном кораблестроении,
раз выработанные опытным путем пропорции корабельных членов, держались столетиями. Поэтому почерпнутые
в упомянутых материалах соотношения частей оснастки широко использовались при реконструкции
рангоута ботика и деталей к нему относящихся.
|