Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна


Ботик Петра I
(Автор статьи - Ларионов А.Л.,старший научный сотрудник фондов ЦВММ,Санкт-Петербург, 1976 г., июль.
Опубликовано с сокращениями: журнал "Судостроение" №7, 1976 г., стр. 59 - 64)


Среди церковных принадлежностей православной церкви 16-17 веков редко встречаются объемные фигуры. На сохранившихся их образцах всегда лицо святого изображается в полный фас, лицо же Св. Николая на гака- борте ботика вырезано в четверть оборота. Его одежда и лик, с черной бородой, вместо седой, не соответствуют православным иконописным законам. Из-за неприязни правосланой церкви к западным христианским вероучениям, прежние исследователи истории ботика, имени изображенного на нем святого не раскрывали.
Определение имени святого и всего смыслового содержания кормовой резьбы лишний раз говорит о том, что ботик делался не в России и укрепляет версию о его постройке в Англии.

Вооружение ботика. ( этот раздел статьи имеет смысловой разрыв,- причина - отсутствие одной страницы в материале переданном мне Ларионовым А.Л., прим. А.Б.)
… осадку и низкий киль, даже на узкой Яузе иногда делать удачные повороты под парусами.
Поскольку К. Брант был голландцем, он конечно, сразу стал вооружать ботик согласно голландской системе, о которой имел некоторое представление. Вполне возможно участие в вооружении и оснащении ботика профессионального корабельного мастера голландца Корта, так же как и Брант, жившего в Немецкой слободе под Москвой.

Ведь именно он по просьбе Петра отправился вместе с Брантом в начале июля 1688 года закладывать первые суда Переяслвской потешной флотилии. Учитывая большой объем работ, несомненно к ремонту ботика были привлечены и русские "работные" люди, трудившиеся под руководством голландцев. Юный царь любил чтобы его желания исполнялись как можно быстрее. Ремонт и оснащение ботика заняло максимум две недели.
Вероятнее всего, ботик вооружался по типу оснастки небольших парусных или парусно- гребных яхт, появившихся в Голландии в начале 17 века. Эти яхты обычно применялись как быстроходные посыльные суда или строились для поездок "важных" особ. Они имели 1-2 мачты с длинными гиками и маленькими гафелями, а так же привязной бушприт и могли нести гафельные паруса и один или два стакселя. Обязательной принадлежностью яхт были шверцы - опускаемые с обоих бортов деревянные кили.

Бесценным материалом для воссоздания вооружения ботика оказались альбомы с подлинными рисунками и чертежами, относящимися к концу 17 - началу 18 веков, заполненными "корабельным архитектором" Франциском Карлусом Ван Дове.
При их анализе, а атак же анализе рисунков голландских художников 17 века, выяснилась стойкость пропорций деталей оснастки малых голландских судов. Хорошо известно, что в старинном кораблестроении, раз выработанные опытным путем пропорции корабельных членов, держались столетиями. Поэтому почерпнутые в упомянутых материалах соотношения частей оснастки широко использовались при реконструкции рангоута ботика и деталей к нему относящихся.


<<назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 вперед>>

Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск