Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

[ главная | к началу статьи | все статьи]

Ботик Петра I
(Автор статьи - Ларионов А.Л.,старший научный сотрудник фондов ЦВММ,Санкт-Петербург, 1976 г., июль.
Опубликовано с сокращениями: журнал "Судостроение" №7, 1976 г., стр. 59 - 64)


На голландских судах высота шверцев составляла 5\24 длины между штевнями, а ширина равнялась внизу 3\5, а вверху 1\5 их высоты. На борту шверцы размещались таким образом, чтобы при опускании 70- 80 градусов по отношению к килю, центр парусности приходился приблизительно над центром их широкой части. Судя по рисункам голландских судов 17 века, шверцы никогда не опускались под 90 градусов к килю, дабы всегда должны были висеть на швехтоу - снасти, служившей для их подъема. Кстати они опускались не только с подветренного борта, но иногда и с наветренного. В этом случае наветренный шверц служил не только для уменьшения дрейфа, но и играл роль своеобразного откренивающего противовеса. Ботик без наличия шверцев несомненно не смог бы лавировать. От их присутствия на ботике остались упорки в районе третьей банки, служившие для удержания плоскости шверцев в вертикальном положении при поднятом их состоянии. Следов от осей шверцев на ботике не обнаружилось, но на планшире, между юферсами 2 и 3 вантин, есть заметные потертости и в этом месте борт укреплен дополнительным шпангоутом идущим до планширя. Часто оси шверцев помещались несколько выше верхней грани планширя. На ботике же для этих целей применялись съемные наделки, как раз в местах потертостей планширя. Такие наделки встречались и позднее, уже в 18 веке, на парусно - гребных судах. Это делалось для уборки шверцев на борт судна при переходе его с хода под парусами на греблю.

У голландских яхт и буеров за полную высоту мачты принималось 1- 1 1\3 длины судна. Длина мачты ботика в этих же пределах, примерно 1,1 длины. Обычно на топ мачты бралось 1\4 ее высоты. На мачте ботика эта пропорция не выдержана. Можно предположить , что топ мачты был подогнан во время ремонта ботика в 1722 году к размеру шкаторины царского штандарта. Стойко в течении 17- 18 веков голландцами выдерживались соотношения размеров гика и гафеля.

За длину гика бралось 7\11 высоты мачты, а гафель делался на 5\8 короче гика. Такие расчеты соблюдены при расчете рангоута ботика.

Судя по вопросу Пальчикова и ответу Петра, на ботике ставился привязной бушприт. Большей частью на голландских судах выстреленный за форштевень конец привязного бушприта равнялся 1\6 длины корпуса. По этому правилу он и поставлен на чертеже ботика.

Все блоки бегучего такелажа показаны на чертеже окованными, а не оплетенными тросом. Для этого есть два обоснования. Во- первых на ботике много кованых деталей, вплоть до оковки юферсов и кованых флаг - и гюйс - штоков, что было характерно для судов 17 века. И во- вторых, на чертежах упомянутого Дове на малух судах показаны исключительно окованные блоки, крепящиеся за металлические бугеля либо гачком, либо кольцом. Расположение блоков показано, специально специальных эскизов их расположения, выполненных тоже Дове.

При вычислении площади парусности ботика оказалось, что она около 18 м.кв., что близко к современным "ЯЛ - 6", носящим паруса площадью 20,4 м.кв.

На виде ботика с парусами, он изображен с крестовыми флагами, названными Аллардом "Московскими". Флаги такого рисунка впервые поднимались на корабле "Орел" во время его перехода в Астрахань в 1669 году. Позднее под аналогичными флагами сражались русские корабли при осаде и взятии Азова в 1696 г. Вооружавший ботик К. Брант, служил на "Орле". Он несомненно помнил, какие флаги носил корабль. Поэтому правомерно предположить, что для первых плаваний юного царя по совету К. Бранта, либо в приказе Новогородской чети, ведавшим постройкой судов в Дединове, были найдены запасные экземпляры флагов, сделанных в 1668 году., либо сшиты новые флаги такого же образца.

До наших дней первые флаги ботика не дошли, но в фондах ЦВМ музея хранятся несколько флагов, поднимавшихся на ботике в 19 веке. Наибольший интерес представляют парадные шелковые флаги, сшитые по правилам 18 века, поднимавшиеся на ботике, по всей видимости, во время парада в 1836 году. Они поступили в музей из разных мест : корабельный штандарт Петра из Кронштадского морского арсенала в 1869 году, кормовой Андреевский флаг образца 1712 года и гюйс образца 1700 года из Петергофского дворца - музея в 1940 году, а кайзер- флаг образца 1700 года- от дочери вице- адмирала В.Ф. Ирецкого, в 1903 году.

На специально сделанном рисунке точно выдержаны размеры перечисленных флагов, что дает возможность судить о степени их пропорциональности по отношению к корпусу ботика.



<<назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 вперед>>

 

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск