Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

[ главная | к началу статьи | все статьи]

Ботик Петра I
(Автор статьи - Ларионов А.Л.,старший научный сотрудник фондов ЦВММ,Санкт-Петербург, 1976 г., июль.
Опубликовано с сокращениями: журнал "Судостроение" №7, 1976 г., стр. 59 - 64)


В 1654 году после смерти бездетного Н.И. Романова ботик не разделил участи большей части принадлежавшего ему имущества, либо забранным его племянником царем Алексеем Михайловичем, либо розданного монастырям, и хранился среди всеми забытых остатков его наследства водном из амбаров Измайлова.

Как известно решение о строительстве "Орла" было принято царем Алексеем Михайловичем 19 июня 1667 года. Кроме того, бот, построенный одновременно с "Орлом" голландцами явно делался по голландской, а не по английской методе, ибо известен антагонизм, существовавший между английскими и голландскими мастерами относительно методов постройки судов. По своим же размерам бот значительно превосходил "английский ботик" и был вооружен пушками и снабжен пушечными запасами. Кроме того, документально подтверждается что бот следовал вместе с "Орлом" в Астрахань, где, вероятно, и его постигла судьба "Орла". Из сказанного выше, становится ясным - бот, построенный в Дединове в 1667- 68 гг., спустя более 13 лет со дня смерти боярина Н.И. Романова, не мог оказаться в Москве и попасть в число вещей последнего.

Каковы же размерения ботика, отличительные черты его конструкции и декора? Какое парусное вооружение он нес в 1688 году?

По правилам, существовавшим в 16-17 вв. в европейских странах суда мерились между штевней и отсюда шел пропорциональный расчет остальных их размерений. Согласно обмерам ботика, сделанным в 1837 году и проверенным в настоящее время, его длина между штевнями 6,096 м. Это равняется 20 английским футам. При изучении старинных голландских чертежей, четко выясняется что даже у небольших судов длина бралась в целых футах, без их долей. При переводе длины ботика в амстердамские футы (1 фут = 283 мм) его длина равняется приблизительно 21 фут и 6, 487 дюймов (переводы мер выполнены Ларионовым А.Л., прим. А.Б.), такая точность практически не может быть выдержана в деревянном судостроении, тем более это было невыполнимо в то время. Такой вывод подтверждает и нижеприведенная таблица остальных главных размерений ботика, где все размеры кратны английским футам и дюймам, с принятыми их долями и не кратны амстердамским мерам: (табличные пересчеты мер выполнены Ларионовым А.Л., прим. А.Б.)

-
метры
англ. футы\ дюймы
амстердамкие футы\ дюймы
Длина по точкам обмера 1837 года\ между перпендикулярами
6,019
9' 9"
21' 3, 227"
Ширина без обшивки
1,911
6' 3 1\4"
6' 6074"
Ширина с обшивкой
1,968
6' 5 1\2"
6' 11,449"
Высота борта по миделю
0,813
2' 8"
2' 10, 471"
Высота борта на форштевне
0,997
3' 3 1\4"
3' 6,275"
Высота борта на ахтерштевне
1,003
3' 3 1\2"
3' 6, 531"
Ширина транца на высоте планширя
0,984
3' 2 3\4"
3' 5, 724"
Высота мачты
6,606
21' 8, 1\8"
23' 4, 113"
Диаметр мачты у банки
0,152
6"
6, 461"
Длина между штевнями\ основная для 17 века
6,096
20'
21' 6, 487"
Высота по транцу
1,4
-
-





<<назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 вперед>>



Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск