Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

[ главная | к началу статьи | все статьи]

Ботик Петра I
(Автор статьи - Ларионов А.Л.,старший научный сотрудник фондов ЦВММ,Санкт-Петербург, 1976 г., июль.
Опубликовано с сокращениями: журнал "Судостроение" №7, 1976 г., стр. 59 - 64)
 


Из этого текста видно, что он написан знатоком кораблестроительного дела, коим был Петр Первый, получивший аттестацию корабельного мастера как в Голландии, так и в Англии во время своего путешествия в 1697-98 гг.

Из обоих документов, записки Петра и текста гравюры, не видно, когда же ботик попал в Россию? Некоторый свет на это проливает Кампредон, посол французского короля в России. Во время заключения Ништадтского мира он был посланником при шведском дворе и оказал заметное содействие успешному ходу русско- шведских переговоров.

В своем письме королю от 13 июня 1723 года, по случаю прибытия ботика в Санкт - Петербург, этот прекрасно информированный о русских делах, французский резидент писал:
"…лет восемьдесят тому назад дед Е.И.В. выписал из Англии через Архангельск в Москву маленькое судно или, лучше сказать, модель военного судна, размерами очень малой шлюпки, которую он назвал "Св. Николай / St. Nikolas", довольно грубой постройки, согласно обычаям того времени. Можно предположить, что намерение царя Михаила Федоровича заключалось в том, чтобы выстроить несколько судов по этой модели..."

В заключении письма Кампредон пишет:
"…Узнав о времени, когда царь (Петр Первый, прим. А.Л.Ларионова) сойдет со своей яхты, имел честь его приветствовать и поздравить его с великой и прекрасной семьей(т.е. флотом, прим. А.Л.Ларионова), которую породил маленький "Св. Николай". Я заметил что этот комплимент очень понравился царю. Он взял меня за руку, показал мне лично особенности конструкции этого судна и рассказал мне некоторые о нем подробности, которые я имел честь изложить выше."

Последняя фраза письма раскрывает источники информации Кампредона, нет основания не доверять точности записи слов Петра, сделанной столь опытным дипломатом. Сведения о ботике, приведенные в "Записке" Петра и в тексте гравюры, письмо Кампредона дополняет тем, что ботик был виписан из Англии в Россию в сороковых годах 17 века и что он носил имя "Св. Николай".

Насколько может быть справедливым мнение о появлении ботика в Москве в упомянутое время? Обратимся к англо- русским отношениям в первой половине 17 века.

В начале века Англия была крайне заинтересована в восстановлении регулярной торговли с Россией и потому приняла посредническое участие в заключении Столбовского мира со Швецией в 1617 году, направив в Россию представителем английского короля - Дж. Мерика. С этого момента начинается заметное оживление политических и экономических отношений между Англией и Россией. Оживленная связь с Англией продолжалась 32 года, до 1649 года, и оборвалась формально по поводу казни Кромвелем Карла Первого Стюарда. На самом же деле это было репрессивной мерой против английских купцов, лишившей их больших привилегий внутри России, которыми они бессовестно пользовались, нанося вред отечественной торговле.

В указанный период сближения с Англией русско- английская торговля в основном шла через Архангельск. Этим же путем прибывали в Россию английские посольства с богатыми дарами царскому двору, как например, посольство во главе того же Дж. Мерика, посетившее Москву в 1620 году.

Для доставки ботика в Архангельск мог быть практически использован любой обычный торговый корабль. По табелю снабжения судов, даже небольшие флейты или бусы могли нести на палубе шлюпку длиною до 28 английских футов. Ботик же значительно меньше. Его доставить на лошадях в Москву так же не представляло большой трудности. Ведь из Архангельска шли постоянно различные грузы, вплоть до пушек.

Некоторые авторы ( Бестужев, Головачев и др.) считают, что ботик был построен в Дединове одновременно с кораблем "Орел". Здесь следует еще раз обратиться к свидетельству самого Петра Первого. Петр, как уже упоминалось, писал что нашел "ботик" в вещах своего двоюродного деда - большого боярина Никиты (Микиты) Ивановича Романова. Боярин Никита (Микита), по свидетельству современников, например Олеария, бывшего в России во время строительства голштинского корабля "Фредерик" (1636 г.), доброжелательно относился к европейской культуре и собирал разнообразные предметы западной работы. Поэтому не случайно "заморский ботик", даже если он был прислан его кузену царю Михаилу Федоровичу, оказался среди вещей в родовой вотчине бояр Романовых, селе Измайлове, последним владельцем которого, до передачи его в дворцовое ведомство, был боярин Никита (Микита).


<<назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 вперед>>

 

Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск