Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

[ главная | к началу статьи | все статьи]

Ботики Петра I

(Автор статьи - Мешкунов Виктор Сергеевич., историк и публикатор архивных документов, 1989 г.
Опубликовано: Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры "Памятники Отечества", 1989, № 2, с. 43-52 )
 


У спуска к реке матросы сняли ботик с платформы, на руках отнесли на пристань и спустили на воду. В этот момент раздался артиллерийский салют в 31 выстрел.
На ботике был поднят на мачте штандарт, на носу - гюйс, а на корме - военно-морской флаг.
Ко времени прибытия ботика к Морскому павильону, расположенному на набережной реки Москвы у стен Кремля, собралось более 100 тысяч человек. Наконец показался небольшой вельбот, а за ним на буксире следовал ботик, сопровождаемый вереницей судов. Под звуки Преображенского марша ботик подняли по специально устроенному спуску, внесли и установили в центре павильона Морского отдела. Торжественность момента подчеркнул новый артиллерийский салют.
Так ботик, найденный Петром I в Измайлове, через 150 лет вновь появился в Москве и стал самым популярным экспонатом не только Морского отдела, но и всей выставки.
В Морском отделе ботик Петра I окружали напоминания о славных делах его потомков.
По стенам и вокруг арок средней части павильона было установлено 27 щитов, украшенных лавровыми венками. На них значились крупнейшие победы русского флота: Гангутская битва, сражение у Очакова, Чесменская победа, первое кругосветное путешествие 1803 года, Синопский бой и др.
Здесь же демонстрировались модели военных и торговых судов, знаменитых в истории отечественного флота. На специальном щите были разложены личные вещи Петра I: морской кортик, топорик, адмиралтейское кресло, карманные часы, палаш, захваченный Петром I у шведов при сражении со шнявой "Астрильд", и др. В средней части павильона были размещены портреты прославленных деятелей в истории русского флота Ф. Я. Лефорта, Ф. А. Головина, Ф. М. Апраксина, М. М. Голицына, А. Д. Меншикова, Г. А. Спиридонова. А. Г. Орлова-Чесменского, С. К. Грейга, Ф. Ф. Ушакова, Д. Н. Сенявина, П. С. Нахимова и других флотоводцев. Здесь же установлены модели памятников А. С. Грейгу и М. П. Лазареву.
После закрытия выставки в отношении павильона Морского отдела было принято решение "оставить железное здание на год и более на настоящем месте" в качестве хранилища экспонатов, принадлежавших впервые устраиваемому в России Политехническому музею .
Демонстрация ботика Петра I на Политехнической выставке вызвала полемику среди историков того времени по вопросу его происхождения.
К 1872 году существовало две версии: по одной - ботик построен в России голландскими мастерами, по другой - изготовлен в Англии и появился в России в качестве подарка.
Впервые история находки ботика в Измайлове в 1688 году стала известной только в 1720 году, когда Петр I сам рассказал об этом событии в предисловии к Морскому уставу.
Из текста записки видно, что ботик был починен голландцем Карштеном Брандтом, который, как пишет Петр I, "был призван при отце моем в кампании морских людей для делания морских судов на Каспийском море".
После смерти Петра I появились различные описания его жизни и деятельности, в которых использовалась и петровская записка о находке ботика. Вольный пересказ или неточный перевод ее с русского языка привели к возникновению различных версий происхождения Измайловского ботика.
Так, еще в 1772 году Дмитрий Феодози в своей истории Петра I, изданной впервые на славянском языке в Венеции, писал, что Петр нашел в Измайлове старый ботик, "коего еще его Родитель (имеется в виду Алексей Михайлович - В. М.) дал через холландцев построити, и кои с того времени лежал тамо в неупотреблении".
В 1778 году известный русский историк, академик Г. Ф. Миллер выдвинул версию, по которой ботик был построен Карштеном Брандтом во время царствования Алексея Михайловича. Немецкий путешественник В. Кокс в книге, изданной в 1785 году, рассказывая о том, как он осматривал в Петропавловской крепости ботик Петра I, между прочим привел версию Миллера о происхождении этого ботика.
В свою очередь голландский писатель Я. Схелтема в книге "Россия и Нидерланды", изданной в Амстердаме в 1817 - 1819 годах, написал, что строителем ботика был Карштен Брандт, ссылаясь при этом на Кокса.
Эта же версия была использована и французским просветителем В. Вольтером в его труде "История царствования императора Петра Великого", изданном в России в 1810 году.
В 1833 году в Петербурге издается в переводе с немецкого "История Петра Великого" Вениамина Бергмана, который в свою очередь также повторяет версию Миллера.
Таким образом, к 1830-1840 годам утверждается версия изготовления Измайловского ботика голландцем К. Брандтом.
Это нашло отражение и в поэтическом наследии А. С. Пушкина. В 1835 году поэт написал стихотворение "Пир Петра Первого", в котором есть такие строки:
В 1843 году миллеровскую версию повторил Н. Полевой в "Истории Петра Великого" , а русский географ П.П. Семенов-Тян-Шанский использовал ее при составлении им Географическо-статистического словаря Российской империи. К этому времени существовали и другие версии отечественного происхождения ботика: так, в переведенной на русский язык и изданной типографией Н. Новикова в 1788 году книге Антония Катифора "Житие Петра Великого" утверждалось, что ботик "Дедушка русского флота" построен в... Переславле-Залесском. Не менее неожиданным являлось утверждение И. И. Георги, автора описания Петербурга, изданного в 1794 году, что "царь Алексей Михайлович построил сие судно в 1668 году в Москве для прогулки по Волге и назвал его Орлом".


<< назад 1 2 3 4 5 вперед >>

 

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск