У спуска к реке матросы сняли ботик с платформы, на руках отнесли на пристань и спустили
на воду. В этот момент раздался артиллерийский салют в 31 выстрел.
На ботике был поднят на мачте штандарт, на носу - гюйс, а на корме - военно-морской
флаг.
Ко времени прибытия ботика к Морскому павильону, расположенному на набережной реки Москвы
у стен Кремля, собралось более 100 тысяч человек. Наконец показался небольшой вельбот,
а за ним на буксире следовал ботик, сопровождаемый вереницей судов. Под звуки Преображенского
марша ботик подняли по специально устроенному спуску, внесли и установили в центре павильона
Морского отдела. Торжественность момента подчеркнул новый артиллерийский салют.
Так ботик, найденный Петром I в Измайлове, через 150 лет вновь появился в Москве и стал
самым популярным экспонатом не только Морского отдела, но и всей выставки.
В Морском отделе ботик Петра I окружали напоминания о славных делах его потомков.
По стенам и вокруг арок средней части павильона было установлено 27 щитов, украшенных
лавровыми венками. На них значились крупнейшие победы русского флота: Гангутская битва,
сражение у Очакова, Чесменская победа, первое кругосветное путешествие 1803 года, Синопский
бой и др.
Здесь же демонстрировались модели военных и торговых судов, знаменитых в истории отечественного
флота. На специальном щите были разложены личные вещи Петра I: морской кортик, топорик,
адмиралтейское кресло, карманные часы, палаш, захваченный Петром I у шведов при сражении
со шнявой "Астрильд", и др. В средней части павильона были размещены портреты
прославленных деятелей в истории русского флота Ф. Я. Лефорта, Ф. А. Головина, Ф. М.
Апраксина, М. М. Голицына, А. Д. Меншикова, Г. А. Спиридонова. А. Г. Орлова-Чесменского,
С. К. Грейга, Ф. Ф. Ушакова, Д. Н. Сенявина, П. С. Нахимова и других флотоводцев. Здесь
же установлены модели памятников А. С. Грейгу и М. П. Лазареву.
После закрытия выставки в отношении павильона Морского отдела было принято решение "оставить
железное здание на год и более на настоящем месте" в качестве хранилища экспонатов,
принадлежавших впервые устраиваемому в России Политехническому музею .
Демонстрация ботика Петра I на Политехнической выставке вызвала полемику среди историков
того времени по вопросу его происхождения.
К 1872 году существовало две версии: по одной - ботик построен в России голландскими
мастерами, по другой - изготовлен в Англии и появился в России в качестве подарка.
Впервые история находки ботика в Измайлове в 1688 году стала известной только в 1720
году, когда Петр I сам рассказал об этом событии в предисловии к Морскому уставу.
Из текста записки видно, что ботик был починен голландцем Карштеном Брандтом, который,
как пишет Петр I, "был призван при отце моем в кампании морских людей для делания
морских судов на Каспийском море".
После смерти Петра I появились различные описания его жизни и деятельности, в которых
использовалась и петровская записка о находке ботика. Вольный пересказ или неточный
перевод ее с русского языка привели к возникновению различных версий происхождения Измайловского
ботика.
Так, еще в 1772 году Дмитрий Феодози в своей истории Петра I, изданной впервые на славянском
языке в Венеции, писал, что Петр нашел в Измайлове старый ботик, "коего еще его
Родитель (имеется в виду Алексей Михайлович - В. М.) дал через холландцев построити,
и кои с того времени лежал тамо в неупотреблении".
В 1778 году известный русский историк, академик Г. Ф. Миллер выдвинул версию, по которой
ботик был построен Карштеном Брандтом во время царствования Алексея Михайловича. Немецкий
путешественник В. Кокс в книге, изданной в 1785 году, рассказывая о том, как он осматривал
в Петропавловской крепости ботик Петра I, между прочим привел версию Миллера о происхождении
этого ботика.
В свою очередь голландский писатель Я. Схелтема в книге "Россия и Нидерланды",
изданной в Амстердаме в 1817 - 1819 годах, написал, что строителем ботика был Карштен
Брандт, ссылаясь при этом на Кокса.
Эта же версия была использована и французским просветителем В. Вольтером в его труде
"История царствования императора Петра Великого", изданном в России в 1810
году.
В 1833 году в Петербурге издается в переводе с немецкого "История Петра Великого"
Вениамина Бергмана, который в свою очередь также повторяет версию Миллера.
Таким образом, к 1830-1840 годам утверждается версия изготовления Измайловского ботика
голландцем К. Брандтом.
Это нашло отражение и в поэтическом наследии А. С. Пушкина. В 1835 году поэт написал
стихотворение "Пир Петра Первого", в котором есть такие строки:
В 1843 году миллеровскую версию повторил Н. Полевой в "Истории Петра Великого"
, а русский географ П.П. Семенов-Тян-Шанский использовал ее при составлении им Географическо-статистического
словаря Российской империи. К этому времени существовали и другие версии отечественного
происхождения ботика: так, в переведенной на русский язык и изданной типографией Н.
Новикова в 1788 году книге Антония Катифора "Житие Петра Великого" утверждалось,
что ботик "Дедушка русского флота" построен в... Переславле-Залесском. Не
менее неожиданным являлось утверждение И. И. Георги, автора описания Петербурга, изданного
в 1794 году, что "царь Алексей Михайлович построил сие судно в 1668 году в Москве
для прогулки по Волге и назвал его Орлом".
<< назад 1 2
3 4 5 вперед >>
|