Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

[ главная | к началу статьи | все статьи ]

Ботики Петра I

(Автор статьи - Мешкунов Виктор Сергеевич., историк и публикатор архивных документов, 1989 г.
Опубликовано: Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры "Памятники Отечества", 1989, № 2, с. 43-52 )
 


Вот как об этом рассказывал Андрей Нартов, механик и токарного дела учитель Петра I: "Ботик был отправлен в Кронштадт, где от всего флота прибытие оного пальбою и другими морскими почестями поздравлено и в память величайших от сего ботика на море успехов торжествовано". Далее Нартов говорит, что Петр I по возвращении в гавань, выходя из ботика, сказал всем министрам и флотским адмиралам: "Смотрите, как дедушку (так назвал он ботик) внучата веселят и поздравляют!" В том же году "Дедушка русского флота" принимал участие в праздновании второй годовщины Ништадтского мира, а затем и третьей - в 1724 году. Тогда же, 2 сентября, Петр I объявил указ: "...ботик Августа в 30 числе для торжествования выводить вовсегодно на воду, и иметь при Александро-Невском монастыре".

После смерти Петра I это празднество не проводилось, но возобновлено было лишь в 1744 и 1745 годах.
Ботик же хранился в Петропавловской крепости под специальным навесом, а с 1767 года в небольшом павильоне архитектора А. Ф. Виста на территории крепости (Ботном домике).

В 1803 году, когда 16 мая отмечали столетие основания Петербурга, ботик был установлен на стоящий посередине реки Невы линейный корабль "Гавриил".

Прошли годы, в 1836 году "Дедушка русского флота" вновь был показан Балтийскому флоту, состоящему тогда из 26 линейных кораблей, 21 фрегата, 10 бригов, 2 шхун, 2 люгеров, 2 яхт и одного тендора.
В этом смотре принимали участие фрегат "Паллада", совершивший кругосветное путешествие в 1852 - 1855 годах, описанное в известном романе И. А. Гончарова, и 44-пушечный парусный фрегат "Аврора", который отличился в действиях в августе года при защите Петропавловска-на-Камчатке во время нападения англо-французской эскадры. Именно в честь этого корабля в мае года получил свое название крейсер, возвестивший в 1917 году начало новой эры. Ботик на буксире был доставлен из Петропавловской крепости в Кронштадт, где его подняли на военный пароход "Геркулес" и установили на возвышение. К нему был приставлен почетный караул. В соответствии с церемониалом пароход "Геркулес" с ботиком обошел все корабли, стоявшие на рейде в три ряда.

Такова была история ботика "Дедушка русского флота" ко времени организации Политехнической выставки в Москве. Морское ведомство положительно отнеслось к просьбам организаторов выставки. На выставке предусматривалось показать в чертежах, моделях и художественных картинах историческое развитие военно-морского и торгового флотов со времен Петра I.
Было принято решение и о перевозке ботика Петра I в Москву для показа на Политехнической выставке. В связи с этим он был осмотрен председателем кораблестроительного отделения Морского технического комитета H. С. Дмитриевым. В результате осмотра оказалось, что "судно находится в весьма благонадежном состоянии" и в последний раз ботик был "капитально исправлен в 1836 году подполковником Амосовым".

Проведены были подготовительные работы и в Москве: проверен весь путь будущего следования ботика по Москве-реке от устья р. Яузы до Кремля, специально углублен фарватер у Москворецкого моста в связи с мелководностью реки на этом участке.
Откликнулись на призыв Общества естествознания, антропологии и этнографии по участию в Политехнической выставке и владимирское дворянство. Оно обратилось в Министерство внутренних дел за разрешением показать на выставке Переславский ботик "Фортуна" и "другие, показанные в рисунках предметы, оставшиеся от первоначальной Петра I флотилии на Переславском озере . Как памятники возникновения русского флота".
Переславская флотилия была создана в 1688-1692 годах. Царь несколько раз посещал Переславское (Плещеево) озеро, где наблюдал за строительством флотилии, участвовал в плавании флотилии вдоль озера, а в августе 1692 года провел маневры по совместному действию армии и флота. Позднее корабли Переславской флотилии были сосредоточены в Переславле-Залесском на левом берегу Трубежа и, "едва прикрытые ветхими сараями, гнили и разрушались".
Только в 1722 году по пути в Персию Петр I заехал в Переславль, где увидел свою флотилию в печальном, полуразрушенном состоянии. Тогда он, именным указом от 7 февраля, отдает распоряжение переславским воеводам: "Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегщии сей указ".
Это был один из первых законов об охране памятников истории воинской славы в России. В настоящее время этот указ в подлиннике хранится в Переславском музее.

Прошли годы, но указ царя не исполнялся: в 1783 году в результате пожара в Переславле-Залесском сгорели и остатки петровской флотилии, кроме бота "Фортуна", находившегося в селе Веcьково. По дедовским рассказам жители окрестных сел знали, что когда-то на берегу Трубежа в сараях стояли корабли. Помнил народ и место, где был дворец Петра, разрушенный помещиками, владевшими селом Веськово более ста лет.


<< назад 1
2 3 4 5 вперед >>

 

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск