Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

<< назад

Рангоут. Флагшток и Гюйсшток
(фрагменты рукописи "Проект Ботик Петра I "Св.Николай", © А.Бойцов, Томск, 2005-2015 гг.)



ГЮЙСШТОК
…на оном поднимается узкой небольшой флаг, именуемый гюйс, оный всегда изображает Кейзер-флаг.
"Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля",
А.Я.Глотов, С.-Петербургская морская типография, 1816 г.;


Служит для основы гюйса.
Гюйсшток на ботике можно установить в двух местах - на голове форштевня и на привязном бушприте. Место постановки на штевне основано кованой наделкой, которая обнимает голову форштевня и крепится сама на себя замком. Бушприт несет на своем топе кницу гюйсштока, так же имеющую соответствующие наделки для постановки штока.
Выполнен гюйсшток из металла, кованый. На высоте (см.чертеж, новодел, расчеты автор.) от пяты имеет заплечики, диаметр в этом месте, несколько увеличен против основания. Сделано это для того чтобы при постановке в гнезда наделок, шток мог упереться в определенном месте. На пятке выбрано сквозное отверстие для пропуска стопорного нагеля когда шток основан в гнезде.

Размерения
…На гакаборт и на езельгофт бушприта ставятся флагштокы с клотиками, в кипах которых продеваются тонкие лини или фалы, для поднятия флага и гюйса. Длина кормоваго флагштока есть 6\7 ширины корабля, а длина носоваго равна 1\2 сей ширины. Толщина флагштоков есть 1\60 их длины.
"Опыт Морской практики"
Сочинил Капитан-Командор, Морского Кадетского Корпуса Инспектор и Императорской Академии Наук член Платон Гамалея, Санкт Петербург; Морская Типография 1804г. В 2 частях: 258стр. + чертежи и 392 стр. + Атлас рисунков;


Длины и диаметры флагштока и гюйсштока ботика заметно разнятся с принятыми размерами корабельных флагштоков. И, если диаметры их, еще примерно попадают под приведенные значения, то длины, конечно оригинальны. Длины, диаметры, а так же размеры клотиков проставлены в чертежах.

Изготовление
Гюйсшток и все части, к нему относящиеся, изготавливаются из металла ручной ковкой. Кроме этого я сделал в запас два клотика (на кормовой флагшток тоже) из дерева. Они снабжены латунными шкивами , по одному на каждый, верхнюю плоскость покрывает пятимиллиметровый кожаный блин.

Оснастка
Металлический клотик; утка металлическая; наметки гюйсштока (на штевне и на бушпритной книце) со стопорными нагелями;

Клотик
На верхнюю оконечность флагштока и гюйс-штока накладываются небольшие клоты со шкивами для продевания фалов (тоненьких веревок), служащих к подниманию и опусканию флага и гюйса.
"Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля", А.Я.Глотов, С.-Петербургская морская типография, 1816 г.;


Круглая металлическая пластина (см. чертеж) Грани скруглены, в середине своей имеет сквозное отверстие , коим накладывается на топ гюйсштока, там и прихватывается. Через клотик проводят флаг-фал, для чего в нем выбраны еще два сквозных отверстия с диаметрами (см. чертеж).

Утка гюйсштока
Металлическая, кованая. Служит для укладки флаг-фала. По форме своей ничем, за исключением размеров, не отличается от остальных уток, поставленных на корпусе бота. Выполняется так же ручной ковкой. Размеры по чертежам новодела (расчеты автор.) Прихватывается к штоку на высоте (см. чертеж, новодел, расчеты автор.), считая от пятки.

Наметки гюйсштока (на книце) с нагелем
Их две - верхняя и нижняя. Верхняя выполнена комбинированно, квадратного сечения накладка, обнимающая верх кницы, соединена со сквозным гнездом, через которое проходит пятка гюйсштока. Накладку фиксируют на книце шурупами, под это выбраны отверстия. Нижняя наметка представляет собой пластину, соединенную со вторым гнездом для входа пятки штока. Через него нагелем и стопорится пятка, обеспечивая неподвижное состояние гюйсштока. Стопорный нагель сидит на цепи, прикрепленной к нижней наметке. Размеры по новоделу приведены в соответствующих чертежах.

Наметка гюйсштока (на голове штевня) с нагелем
Четырехсторонняя скоба с носа накладывается на штевень поверх наделки штаг-юферса. Три стороны скобы соединены жестко меж собой, четвертая же, внутренняя торцевая, подвижная на уключинах. При постановке, ею стягивают, замыкают и стопорят наметку в расчетном положении. В носовой части скоба продолжается кронштейном, к которому прихвачен цилиндрический стакан, заглушенный снизу. Внешний диаметр стакана (см. чертеж, равно оригиналу), внутренний - по диаметру пятки гюйсштока. В нижней части имеет отверстие для постановки стопорного нагеля, который соединен со стаканом цепью. На обмерном чертеже, снятом с подлинника, габаритная высота стакана равна 104мм. Я несколько удлинил пятку штока, соответственно и размеры гнезда наметки, посмотреть их можно в прилагаемых чертежах.

Основа и проводки такелажа
Флаг-фал; Пеньковый линь, диаметром 6мм (новодел).
Ведут снизу вверх через кип клотика и оттуда, сверху вниз, через второй кип на утку гюйсштока, там и крепят.

ФЛАГШТОК
…на оном поднимется флаг той нации, к которой принадлежит судно;
"Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля", А.Я.Глотов, С.-Петербургская морская типография, 1816 г.;

…на самом краю кормы, подле гакаборту, ставится еще маленькая мачта или шест, называемый флагшток, на котором поднимается флаг той нации, которой принадлежит судно.
"Искусство или Главные начала и правила научающие искусству строения, вооружения, правления и вождения кораблей",
Сочиненное господином Роммом, Корреспондентом Парижской Академии Наук и Профессором Навигации морского училища. Перевел с французского Флота Капитан Александр Шишков; Типография Морскаго Шляхетнаго Кадетскаго Корпуса, 1793г. 1 часть 542 стр., 2 часть 355 стр. + Атлас чертежей и рисунков;


Как уже видно из приведенных цитат, флагшток основывают на корме для подъема и спуска национального флага. Флагшток бота выполняет ту же роль - несет на себе российский триколор. Подъем и спуск флага ведут с помощью флаг-фала, вверху сквозь кипы клотика и вниз на утку флагштока.
Наметки, с помощью которых крепится шток, расположены несколько смещенными влево от оси ДП. Их две - нижняя выполнена в виде скобы, в нее проходит пятка штока, крепится с внутренней стороны транца непосредственно к нему. Вторая наметка двойная - представляет собой подковообразную, с полукруглым сечением, поковку, повторяющую обводы внутренней стороны транца и гака-борта. Ширина ее, в нижней части, (см. чертеж, равно оригиналу) плавно увеличена в районе прохождения гака-борта. К ней, в вершине, прихвачено металлическое кольцо с внутренним диаметром под пятку флагштока. После установки, сквозь пятку пропускают стопорный нагель, схваченный цепью с нижней скобой. Остается добавить что, как и гюйсшток, флагшток выполнен из металла ручной ковкой.

Размерения
В чертеже. Размеры утки флагштока такие же, как и на гюйсштоке; размеры наметок, их частей и стопорного нагеля приведены в чертежах;

Изготовление
Все части, вместе с наметками, кованые.

Оснастка
Металлический клотик; утка металлическая; наметки флагштока со стопорным нагелем;

Клотик
Копия клотика гюйсштока.

Утка флагштока
Размеры приведены в чертежах, прихватывается к штоку на высоте (см.чертеж, новодел, расчеты автор.) считая от пятки.

Наметки флагштока с нагелем
Описаны выше, надо только добавить, что крепятся они к транцу медными гвоздями. Я использую для крепления нижней скобы латунные шурупы, верхнюю же подкову, буду крепить так же, как ее крепили раньше. Нагель металлический кованый.

Основа и проводки такелажа
Флаг-фал; Линь из пеньки, диаметр 6мм (новодел), проводка как на гюйсштоке.

Чертежи



Написать Автору

<< назад

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск