Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

<< назад

Корпус. Шверцы
(фрагменты рукописи "Проект Ботик Петра I "Св.Николай", © А.Бойцов, Томск, 2005-2018 гг.)



...дощатые крылья, у малых судов, опускаемые с бортов на воду, чтобы менее уваливало.
"Толковый словарь живаго Великорусскаго языка",
второе издание, исправленное и значительно умноженное по рукописи автора,
В.И.Даль, издание книгопродавца-типографа М.О.Вольфа, С.-Петербург, Гостиный двор,1880 г.


Устройство, представляющее собой деревянные щиты, сделанные в виде плавников, которые навешивались на бортах мелкосидящих парусных судов для противодействия дрейфу. Верхний конец шверца закреплялся на оси, позволявшей поднимать его из воды при плавании на мелководье. Обычно опускался только один подветренный шверц, который прижимался давлением воды к бруску, укрепленному на борту ниже оси. Наибольшее распространение парусники со шверцами получили в мелководном Северном море - в Голландии, Франции... "Морской Энциклопедический справочник"
том 2(О-Я), под редакцией акад. Н.Н.Исанина,
Ленинград, изд. "Судостроение", 1986 г.


Чтобы обеспечить способность ботика к лавированию, уменьшить величину дрейфа, а в некоторых случаях и обрести противовес, снаружи его бортов ставились шверцы. Размещали их на борту таким образом, чтобы при опускании они принимали положение относительно киля в 70 или 80 градусов ("Ботик Петра I" Ларионов А.Л., Санкт-Петербург, 1976 г., июль. Опубликовано с сокращениями: журнал "Судостроение" №7, 1976 г., стр. 59 - 64), тогда центр парусности бота располагался над центром их самой широкой части.
Снасть, служившая для подъема, спуска и удержания шверцев в рабочем положении, называлась шверхтоу, для крепления которой, в передней (носовой) части шверцев выбирались сквозные отверстия. Ходовой конец шверхтоу огибал упорки, специально поставленные в районе третьей банки для удержания шверцев в горизонтальном положении, и ложился на утку с внутренней стороны планширя.
Шверц, как правило, опускался с подветренной стороны ботика для противодействия дрейфу, но иногда в качестве откренивающего противовеса опускали шверцы и с наветренной стороны. Их оси располагали немногим выше планширя и проводили сквозь специально установленные, между второй и третьей вантой, съемные деревянные наделки. Это позволяло убрать их с бортов при переводе хода бота с паруса на греблю.

Размерения:
Размеры шверцев были выдержаны согласно установившимся в то время пропорциям оснастки малых голландских судов. Их высота равнялась 5\24 от длины бота между штевнями , ширина внизу 3\5 и вверху 1\5 от высоты (соотношения размеров получены в результате сравнительных исследований, проведенных А.Л.Ларионовым и опубликованных в его статье. "Ботик Петра I" Ларионов А.Л., Санкт-Петербург, 1976 г., июль. Опубликовано с сокращениями: журнал "Судостроение" №7, 1976 г., стр. 59 - 64)

Изготовление
Под заготовки для изделий я выбрал в столярном магазине 15 отрезков половой рейки, каждая размером 1400х85х25мм. Предпочтение, отданное рейке, было не случайно - это отличные заготовки для набора щитов. Соединение "шип-паз", установленное с применением эпоксидной смолы, дает прочное соединение, позволяющее выдерживать повышенные нагрузки. Кроме этого мне потребовалось еще 10 кусков длиной 300мм каждый, той же ширины и толщиной 33 мм для набора дополнительной толщины в верхней части шверцев. Набор инструментов и приспособлений, которые помогли мне в работе, состоял из электролобзика, трех самодельных деревянных вайм, отвертки, пакета саморезов ну и конечно, набора для склеивания смолой. Ребра, впоследствии, я огранял рашпилем, затем более мелким напильником и шкуркой. Пользовался так же рубанком обычным и поменьше когда выравнивал начисто плоскости щитов.
Итак, заготовки мои были сосновые, сорт-0, уложенные аккуратно, чтобы стыки получились как можно ровнее и плотнее. Клеил по одной - две рейки за один прием, при этом фиксировал их положение на ваймах саморезами. Конструкцию расклинивал подготовленными для этих целей, деревянными клиньями. Когда щиты были собраны, приступил к разметке. Для этого пришлось распечатать в масштабе 1:1 выкройку шверца и распустить ее на две части. С помощью электролобзика вырезал из щитов две заготовки с небольшим, порядка 1 мм, припуском на чистовую обработку, и начал выводить грани . В верхней половине шверца , на передней и задней гранях, на уровне зеркала воды, предусмотрен сгон толщины до 10мм серпообразной формы. Представляет это собой своеобразный водорез. Снять лишнее дерево рашпилем не составило большого труда. Окончательно выровнять плоскости щитов тоже нетрудно, - с этим аккуратно справился рубанок потом крупное, а затем мелкое зерно шкурки. Шверцы, в верхней своей части, имеют прирост толщины , достигается это путем изготовления дополнительной накладки. Верхнюю дугу срезаем с помощью лобзика под углом в 45 градусов (новодел, расчеты автор.), а нижней придаем плавный изгиб как показано на чертеже.
Далее следовало разметить положение и выбрать сквозное отверстие в верхней части (голове) шверца для установки втулки, через которую пропускают ось шверца. Сквозную выборку я сделал согласно чертежам. Расчетный диаметр отверстия см. в чертеже. Изготовленные щиты были пропитаны в два слоя защитной антикоррозийной пропиткой Pinotex, оставалась еще операция по шпатлевке и покраске.

Оснастка:
Оковки шверцев; Втулка для проводки осей шверцев; Ось шверцев; Съемные наделки шверцев; Втулка наделок; Стопорный нагель;

Оковка шверца
Шверцы, поставленные в рабочее положение с подветренной стороны корпуса, испытывают сильнейшие боковые нагрузки, удерживая бот от излишнего дрейфа и удержания судна на курсе. Для усиления прочности щита и предотвращения деформаций в продольной плоскости, на лицевую сторону шверца ставили кованые пластины - оковки, по три на каждый щит. Выполнены они ручной ковкой и представляют собой пластину толщиной в 7мм (новодел, расчеты автор.), раскованную в оконечностях в виде буквы "Т". Одна из трех (нижняя) выполнена в виде замкнутого полукруга, повторяющего обвод шверца в нижней его части. В пластинах выбраны сквозные отверстия под клепку. Клепки медные, с подкладочной шайбой на внутреннюю сторону щита.

Втулка оси шверца
Толщина стенки - (см.чертеж новодел, расчеты автор.), внутренний диаметр (см.чертеж,новодел, расчеты автор.). На переднюю грань надставлена стопорная пластина толщиной (см.чертеж,новодел, расчеты автор.), выполненная в виде четырехлистника, соединение сваркой по окружности тыльной стороны. Под пластину в дереве выбрано углубление (см.чертеж,новодел, расчеты автор.), таким образом, четырехлистник установлен заподлицо с плоскостью головы шверца. Задняя оконечность втулки имеет наружную резьбу длиною в (см.чертеж, новодел, расчеты автор.), на нее ставится стопорная шайба толщиной в (см.чертеж, новодел, расчеты автор.) и диаметром в (см.чертеж, новодел, расчеты автор.), так же в подготовленное (углубленное) место заподлицо с задней плоскостью шверца. Помимо резьбового соединения, шайба, как и четырехлистник, крепится шурупами на смоле.

Ось шверца
Представляет собой кованый палец диаметром (см.чертеж, новодел, расчеты автор.) со шляпкой диаметром 50мм и толщиной (см. чертеж, новодел, расчеты автор.). Длина пальца без шляпки составляет (см. чертеж, новодел, расчеты автор.), на другом конце выбрано сквозное отверстие для постановки стопора.

Основа и проводки такелажа
Шверхтоу;

Шверхтоу
Снасть, обеспечивающая спуск и подъем, а так же удержание в расчетном положении шверца. На одном конце выполняют стопорный кноп, свободный конец пропускают в отверстие в передней нижней (носовой) части шверца таким образом, чтобы кноп оставался на лицевой стороне щита. Ходовой конец проводят с внутренней стороны шверца, вдоль борта, поднимают на высоту планширя до упорки в районе третьей банки. Делают полный шлаг вокруг нее и далее на кованую утку, поставленную на внутренней стороне планширя над 11\0-ым шпангоутом. Несмоленый пеньковый трос тросовой свивки диаметром 14 мм. (новодел, расчеты автор.)



Написать Автору


<< назад

Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск