Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

<< назад

Корпус. Степс
(фрагменты рукописи "Проект Ботик Петра I "Св.Николай", © А.Бойцов, Томск, 2005-2018 гг.)




… имеют для своего утверждения гнездо (речь идет о мачтах, прим. А.Б.), называемое степс, оное делается из толстых штук дубоваго дерева, утвержденных поперек кильсона, в которыя шпор мачты вкладывается. "Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля", А.Я.Глотов, С.-Петербургская морская типография, 1816 г.;

Перед постановкою мачт должно проверить размерения степсов - они должны быть совершенно одинаковы с размерениями концев соответствующих им шпоров;
"Вооружение Военных Судов",
издание второе, Капитан 1 ранга К. Посьет, Санкт Петербург, Типография Морскаго Кадетскаго Корпуса. 1857г., 466 стр. + Атлас рисунков;


Степс на боте, как и степс на корабле, представляет собой особым манером срубленное гнездо, в которое устанавливается шпор мачты (самая нижняя ее часть). Основан он так же - на кильсоне, только в отличие от корабельных степсов, наш устанавливается не поперек, а повдоль последнего, и лежит целиком на нем, имея такую же ширину. Внешне представляет собой усеченную пирамиду, основание плоское, гнездо под шпор мачты сквозное четырехгранное. рис (*)

Размерения

Изготовление
…ибо степс грот-мачты делается иным способом, а именно: приготовляют толстый брус дерева, котораго ширина и высота равны диаметру сея мачты; он лежит поперек кильсона, будучи на него нарублен, так что нижнею стороною своею достает до внутренней обшивки, длина же его должна быть такая, чтобы концы его соумещались внутри веля, и позволяли бы ему к носу и к корме двигаться: сего ради грот-степс не скрепляется никогда с корпусом корабля; движение ж дают ему помощью клиньев закладываемых как с задней так и с передней стороны онаго. Сии клинья упираются боками своими в степс и в некотораго рода железные болты, называемые по причине неподвижнаго пребывания их глухарями, которые нарочно для сего заколачиваются в кильсон. Впрочем посредине сего бруса или степса выдалбливается для принятия нижняго конца или шпора мачты сообразное оному гнездо. По сему разность между французским грот-степсом и нашим состоит в том что у них оный неподвижен, а только мачта в нем двигается; у нас же мачта в степсе неподвижна, и двигается вместе с оным. Когда трудно отыскать таковый брус, который для соделания из него степса должен иметь великия размерения, тогда составляют оный из двух штук сплоченных вертикальными гранями и скрепленных болтами.
"Искусство или Главные начала и правила научающие искусству строения, вооружения, правления и вождения кораблей",
Сочиненное господином Роммом, Корреспондентом Парижской Академии Наук и Профессором Навигации морского училища. Перевел с французского Флота Капитан Александр Шишков; Типография Морскаго Шляхетнаго Кадетскаго Корпуса, 1793г. 1 часть 542 стр., 2 часть 355 стр. + Атлас чертежей и рисунков;


Цитата из труда г-на Рома приведена для того чтобы иметь представление как готовили и употребляли степсы на корабле. Степс бота хоть и предназначен для того же, но конечно выполнен гораздо более скромно.
Для работы мне потребовалось шесть сосновых брусков с размерами 500х50х60мм. Я их склеил смолой на струбцинах, дал выдержку и нанес разметку. Верхняя площадка пирамиды имеет размер 280х170мм, на ней вычертил место под гнездо и выбрал его стамеской. Грани зачистил шкуркой. На боковых гранях заготовки нанес вкруговую линию основания (20мм от подошвы) и рубанком, а затем рашпилем начал снимать лишнее, уводя срез до границы верхней площадки. Так и вывел, не торопясь пирамиду. Острые углы основания скруглил лобзиком и подработал грубо напильником, потом все это дело зачистил наждачной бумагой. Полученные плоскости прошлифовал шлифовальной машинкой. После всех операций сделал разметку под постановку двух шпилек - стяжек. Места их размещения и размеры выборок есть в чертежах по степсу. После того как появились сквозные отверстия, изделие было в несколько слоев покрыто защитной пропиткой "Pinotex" Латунные шпильки на подкладочных шайбах стянул и законтрагаил. Углубления скрыл шпатлевкой на той же эпоксидной смоле. В последний раз все зачистил шкуркой и приготовил к покраске.
Крепление
Крепится степс непосредственно к кильсону.



Написать Автору


<< назад

Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск