… имеют для своего утверждения
гнездо (речь идет о мачтах, прим. А.Б.), называемое степс, оное
делается из толстых штук дубоваго дерева, утвержденных поперек
кильсона, в которыя шпор мачты вкладывается. "Изъяснение
принадлежностей к вооружению корабля", А.Я.Глотов, С.-Петербургская
морская типография, 1816 г.;
Перед постановкою мачт должно проверить размерения степсов -
они должны быть совершенно одинаковы с размерениями концев соответствующих
им шпоров;
"Вооружение Военных Судов",
издание второе, Капитан 1 ранга К. Посьет, Санкт Петербург,
Типография Морскаго Кадетскаго Корпуса. 1857г., 466 стр. + Атлас
рисунков;
Степс на боте, как и степс на корабле, представляет собой особым
манером срубленное гнездо, в которое устанавливается шпор мачты
(самая нижняя ее часть). Основан он так же - на кильсоне, только
в отличие от корабельных степсов, наш устанавливается не поперек,
а повдоль последнего, и лежит целиком на нем, имея такую же
ширину. Внешне представляет собой усеченную пирамиду, основание
плоское, гнездо под шпор мачты сквозное четырехгранное. рис
(*)
Размерения
Изготовление
…ибо степс грот-мачты делается иным способом, а именно: приготовляют
толстый брус дерева, котораго ширина и высота равны диаметру
сея мачты; он лежит поперек кильсона, будучи на него нарублен,
так что нижнею стороною своею достает до внутренней обшивки,
длина же его должна быть такая, чтобы концы его соумещались
внутри веля, и позволяли бы ему к носу и к корме двигаться:
сего ради грот-степс не скрепляется никогда с корпусом корабля;
движение ж дают ему помощью клиньев закладываемых как с задней
так и с передней стороны онаго. Сии клинья упираются боками
своими в степс и в некотораго рода железные болты, называемые
по причине неподвижнаго пребывания их глухарями, которые нарочно
для сего заколачиваются в кильсон. Впрочем посредине сего бруса
или степса выдалбливается для принятия нижняго конца или шпора
мачты сообразное оному гнездо. По сему разность между французским
грот-степсом и нашим состоит в том что у них оный неподвижен,
а только мачта в нем двигается; у нас же мачта в степсе неподвижна,
и двигается вместе с оным. Когда трудно отыскать таковый брус,
который для соделания из него степса должен иметь великия размерения,
тогда составляют оный из двух штук сплоченных вертикальными
гранями и скрепленных болтами.
"Искусство или Главные начала и правила научающие
искусству строения, вооружения, правления и вождения кораблей",
Сочиненное господином Роммом, Корреспондентом Парижской Академии
Наук и Профессором Навигации морского училища. Перевел с французского
Флота Капитан Александр Шишков; Типография Морскаго Шляхетнаго
Кадетскаго Корпуса, 1793г. 1 часть 542 стр., 2 часть 355 стр.
+ Атлас чертежей и рисунков;
Цитата из труда г-на Рома приведена для того чтобы иметь представление
как готовили и употребляли степсы на корабле. Степс бота хоть
и предназначен для того же, но конечно выполнен гораздо более
скромно.
Для работы мне потребовалось шесть сосновых брусков с размерами
500х50х60мм. Я их склеил смолой на струбцинах, дал выдержку
и нанес разметку. Верхняя площадка пирамиды имеет размер 280х170мм,
на ней вычертил место под гнездо и выбрал его стамеской. Грани
зачистил шкуркой. На боковых гранях заготовки нанес вкруговую
линию основания (20мм от подошвы) и рубанком, а затем рашпилем
начал снимать лишнее, уводя срез до границы верхней площадки.
Так и вывел, не торопясь пирамиду. Острые углы основания скруглил
лобзиком и подработал грубо напильником, потом все это дело
зачистил наждачной бумагой. Полученные плоскости прошлифовал
шлифовальной машинкой. После всех операций сделал разметку под
постановку двух шпилек - стяжек. Места их размещения и размеры
выборок есть в чертежах по степсу. После того как появились
сквозные отверстия, изделие было в несколько слоев покрыто защитной
пропиткой "Pinotex" Латунные шпильки на подкладочных шайбах
стянул и законтрагаил. Углубления скрыл шпатлевкой на той же
эпоксидной смоле. В последний раз все зачистил шкуркой и приготовил
к покраске.
Крепление
Крепится степс непосредственно к кильсону.
|