Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна


<< назад

Снабжение. Руль (Набор)



На изготовление требуется:
4 заготовки размером 1250х85х35мм;
2 заготовки размером 600х85х35мм;
и еще пара накладных планок толщиной в 10мм для увеличения толщины головы руля до 55мм., дабы не ослабить толщину в результате выборки сквозного отверстия под постановку румпеля. Отверстие это, к слову сказать, квадратного сечения, с гранью в 20мм. Выбирается оно под углом в 80 градусов к наружней грани рудерписа, в 110мм от верхней оконечности головы. Для укрепления головы руля в месте выборки отверстия, а также для более жесткой постановки румпеля, на руль ставится металлический бугель, с вырезанными квадратными дырами с гранью в 22мм. Когда румпель посажен в гнездо, он стопорится металлическим нагелем, поставленным вертикально (на оригинале нагель расположен горизонтально; цепь же, на которую он посажен, крепится к обушку вбитому в голову руля), для этого в нем выбирается сквозное отверстие диаметром 10мм. Нагель сцеплен металлической цепочкой с бугелем, на случай выпадения из своего места.
Поперек пера и в нижней части головы руля, его охватывают две металлические скобы, оканчивающиеся на стороне рудерписа петлями. Пара им подобных петель укрепляется на ахтерштевне (при постановке руля они оказываются нижними) и, сквозь них, проходят металлические заостренные нагели, на которых, собственно, и вращается руль. Отверстия под постановку сорлиня на оригинале бота нет, не делал и я этого, однако подстрахуюсь также как это сделали на Охтинской верфи (их Ботик в Ботном, СПб) - голова руля будет цепью соединена с обушком, вбитым в районе кормовой резьбы.
Чертеж пера внизу.
За нужными мне заготовками, я отправился в столярный магазин, который торгует половой рейкой нестандартных длин. По-русски сказать обрезками, которые и могут только пригодиться для всякого рода поделок, на пол их не воткнешь, потому как коротки стали. Так вот, рейка там по качеству просто отличная, нулевого сорта, за ненадобностью своею и за малым спросом населения - выдержанная, так что я попал туда куда мне и надо было. Без излишней суеты подобрал требуемое, купил и на машине увез в столярку к знакомому. Там мы согнали толщину заготовок с 38мм продажных до 35мм расчетных, после чего доски лежали на верстаке и ждали свой участи.
Следующим шагом предстояло клеить их по торцам и получать нужную плоскость. Для этих целей я приспособил самодельные деревянные ваймы (3 шт), у строенные таким образом, что расклинку делал на упорках деревянными клиньями. Клеил по одной штуке, до полного схватывания смолы, потом приступал к следующей рейке. Соединение на шип-паз, прочное соединение, за дальнейшую судьбу моего руля я спокоен. Когда плоскость была набрана, на компе, по прежней схеме, сделал в масштаб выкройку которую и распечатал. Перенести линии не составило никакого труда. Резал эл.лобзиком, далее обработал грани вручную рашпилем и закончил шкуркой. Всю плоскость пробежал еще немного шлифовалкой. Здесь есть еще одна деталь, о которой следует упомянуть. Рудерпис, в серединной своей части, имеет выступ, эдакий плавник, конической формы - назначение которого - перекрыть собой то пространство, которое остается свободным при постановке руля на петли. Его я вывел аккуратно малым рубанком и подчистил шкуркой на бруске.
Далее следовало укрепить (увеличить толщину) голову руля до 55мм. Дя этого нам и нужна та пара заготовок, о которых писал выше. Сантиметровой толщины заготовки были посажены на смолу и выдержаны, после чего заподицо с пером окрамлены. Внизу, в месте перехода от утолщения к перу (в районе ступени) планки скошены под 45 градусов. На этом перо, в деревянной своей части, было закончено. Оставалось только пропитать, что я и сделал с помощью все того же Pinotex Base.
Оснастку, т.е. румпель, бугель, скобы и петли с нагелями пока не сделал, но доберусь конечно. На этом, о руле пока все. Дойдет дело до железа, непременно сюда вернемся.



Написать Автору


<< назад

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск