|
КИЛЬ (КИЛЕВАЯ БАЛКА)
КИЛЬ - от голл.kiel – четырехгранный брус, составленный по длине судна из нескольких штук; он служит основанием судна. («Морской словарь» - Настольная книга для имеющих отношение к морскому делу, составлен В.В.Вахтиным, Второе дополненное издение, С.-Петербург, Издание комиссионера морского министерства Н.Г.Мартынова, Екатерининская ул., д.№2, 1894 г.) КИЛЬ м . исподний, основный брус судна, выдающийся в виде полоза; он образует основу средины днища: задний пень, стояк (ахтерштевень), основу кормы; передний стояк (форштевень), основу носа; а ребра, кокоры, опруги (шпангоуты), боков. По врубке в киль (в полоз) кокор, на него набивают накладку (резенкиль, кильсон), а под него подделывают лыжу, набойку (фалшкиль). Лихо заложить киль, а кокоры и добрые люди вставят! («Толковый словарь живаго Великорусскаго языка», второе издание, исправленное и значительно умноженное по рукописи автора, В.И.Даль, издание книгопродавца-типографа М.О.Вольфа, С.-Петербург, Гостиный двор,1880 г.;) Киль – прямоугольный брус, основа набора Ботика, как и любого другого судна, - самая мощная его деталь. В носу, посредством устройства соединительного замка, на него крепится форштевень, с другой оконечности, в ранее подготовленное место, ставят ахтерштевень. По длине крепят ребра будущего судна – шпангоуты. Для крепления наружной обшивки с килем по всей его длине выбирается особый паз – шпунт. Высота шпунта равна толщине шпунтового пояса обшивки – первого от киля, глубина его обычно составляет 2\3 толщины первого пояса обшивки. Шпунт выбирают треугольной формы, основанием наружу и вершиной своей – в тело бруса киля. Размерения: Конструктивная длина килевой балки в обработанном виде составляет 4910 мм при ширине в 95 мм, что повторяет размеры подлинника (расчет по обмерному чертежу). При этом полная высота киля на оригинальном Ботике была равна 83 мм – это с учетом поставленной наружной обшивкой, выступающая часть составляла 55 мм. Такого же размера эту часть я оставил и на копии, а вот полную высоту киля увеличил до 95 мм.(новодел, расчеты автор.) Таким образом, мой киль принял в сечении квадратную форму. Изготовление Начну с материала. Для изготовления киля использовал лиственницу как альтернативу килю, выполненному из дуба на оригинале. Сухую, безсучковую плаху, толщиной 52 мм, при длине в 5,5 м, я приобрел в нахоженном уже месте – в небольшой частной фирме, торгующей лесом высшего сорта. Хочу обратить внимание, что для заготовки потребуется доска с шириной ядровой части не менее двухсот миллиметров. Эта часть - самая прочная и именно ее надо применить в работе. Поскольку плаха нужна была целиком по длине, а размеры уже никак не позволяли поднять ее к моим верстакам, пришлось везти эту тяжесть к товарищу в частный дом и устроить заготовку там, в гараже. Так она благополучно и пролежала целый год, пока не дошла очередь и до этой работы. Лиственница – дерево тяжелое. Ворочать ее сподручнее вдвоем, что я и сделал – пригласил товарища на операцию по роспуску и склейки заготовок. Пятиметровку (лишнее отрезал ранее и употребил для других нужд) распускать надо было по длине четырьмя резами, откинув при этом некачественную заболонную часть и самую сердцевину в три сантиметра – там наклюнулись небольшие трещинки. Плаху взгромоздили на несколько подложек. Разметку по длине я отбил ниткой, растянув ее по гвоздям, вбитым в торцы доски. Разметку приготовил с небольшим припуском на строгальную обработку резов. Сам процесс роспуска ничего необычного не представляет – употребил для этого дела ручную циркулярную пилу (у нас она называется «лягушка», уж не знаю отчего. В Питере, к примеру, ее называют «паркетка»). Чтобы рез получился ровный по всей длине, предварительно, на саморезы, была выставлена направляющая рейка. В результате я получил два бруска длиной по пять метров каждый, шириной в 100 (с припуском) и толщиной по 52 миллиметра. Следующим шагом предстояла склейка брусков по их ширине. Вот здесь-то и пригодились в первый раз плоские самодельные струбцины (описание в отдельной главе), которые были изготовлены мной для двух целей – употребить их при работе над килем и мачтой. Склеиваемые поверхности брусков обработал ленточной шлифовальной машинкой чтобы убрать неровности и грубую сухую древесину. Доводить до блеска эту операцию не стоит – для склейки на смоле дерево, обработанное крупным зерном, только лучше. Смола обычная, с добавлением небольшого количества наполнителя в виде древесной муки. Единственное неудобство – это прокладка большого количества полиэтиленовых пакетиков в местах, где были поставлены струбцины – так я предохранял их от возможных ненужных связей (смоляных подтеков). Оставил все как есть до следующего дня. Оснастка: Чертежи Лист – |
На стапеле килевая балка была доработана - выбрал шпунт, выбрал лесенкой посадочные места под два бруса ахтерштевня, подготовил соединительный замок для сплочения с форштевнем. Саму операцию сплочения выполнял и проверял как в старые добрые времена - с помощью бичевки и веска. Установку на выставленные шпангоуты делали вдвоем с товарищем, тяжелая она. Определив точное положение, установили в гнезда шпангоутов, промазав их предварительно смолой с пылью. В дальнейшем балка была раскреплена сквозными нерж. болтами М8 2 шт. по каждому шпангоуту. Отверстия прикрыл уже после того как справился с наружной обшивкой, т.е. практически перед самым началом оклейки стеклом. Пробки соориентированы по волокнам и посажены на PUR 501. |
Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай» |
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск |