|
…Томбуй – бочонок, поплавок на буйрепе. "Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля", А.Я.Глотов, С.-Петербургская морская типография, 1816 г.; …С якорем всегда бросается томбуй, который есть род деревяннаго бочонка, или чурбан плавающий на воде над тем местом где лежит якорь… «Опыт Морской практики» Сочинил Капитан-Командор, Морского Кадетского Корпуса Инспектор и Императорской Академии Наук член Платон Гамалея, Санкт Петербург; Морская Типография 1804г. В 2 частях: 258стр. + чертежи и 392 стр. + Атлас рисунков; Назначение томбуя очевидно – предмет сей служит для обозначения места, где находится якорь. Соединяется с якорем посредством троса, называемым буйреп. При обрыве якорного каната или невозможности поднять якорь с помощью последнего, определяют по месторасположению томбуя, где находится якорь, и поднимают его при помощи буйрепа. При этом ход якоря меняется на противоположенный – тяга идет за рога, а не за якорный рым. …обыкновенно деревянный с железными обручами; но делают также железные и медные… «Вооружение Военных Судов», издание второе, Капитан 1 ранга К. Посьет, Санкт Петербург, Типография Морскаго Кадетскаго Корпуса. 1857г., 466 стр. + Атлас рисунков Основа и проводки такелажа Буйреп; Оплетка томбуя; Штерт томбуя; Буйреп Пеньковый трос, диаметром в 14мм, рабочая длина 10 метров (новодел, расчеты автор.). Одним своим концом крепится к пятке якоря определенным способом, другим к буйрепу. Служит для подъема якоря в аварийной ситуации – обрыв якорного каната, либо если якорь зацепился за что-либо. …чтобы привязать буйреп к якорю, делают одним концем на пятке якоря два полуштыка, по одному на каждом роге и крепят буйреп на веретене тремя бензелями, из коих первый кладется подле самой пятки, второй на середине между первым бензелем и концом буйрепа, третий на самом конце буйрепа. «Вооружение Военных Судов», издание второе, Капитан 1 ранга К. Посьет, Санкт Петербург, Типография Морскаго Кадетскаго Корпуса. 1857г., 466 стр. + Атлас рисунков Для большей надежности сцепки буйрепного троса с якорем, есть еще один способ его крепления. Им я и предпочел воспользоваться при вязке своего буйрепа. Он описан в книге: "Рангоут, такелаж и паруса судов 18 века", и выглядит следующим образом. После укладки двух полуштыков вокруг рогов якоря, как описано выше у г-на Посьета, конец буйрепа укладывали вдоль веретена, пропускали через рым и, сделав шлаг вокруг троса и веретена, бензелевали полученный огон. …томбуй привязывается к концу веревки именуемой буйреп, котораго другой конец привязан к веретену якоря и к пятке его, тоесть, к соединению веретена с лапами, и котораго длина определяется по глубине моря, где положен якорь, и бывает в 1,1\4 или около 1,1\2 раз больше сей глубины. Томбуй, показуя место якоря, служит к отысканию его, а буйреп к поднятию его, когда порвется канат. Сего ради дается буйрепу немалая толщина, а именно в 2\5 толщины каната. «Опыт Морской практики» Сочинил Капитан-Командор, Морского Кадетского Корпуса Инспектор и Императорской Академии Наук член Платон Гамалея, Санкт Петербург; Морская Типография 1804г. В 2 частях: 258стр. + чертежи и 392 стр. + Атлас рисунков; Оплетка томбуя После изготовления чурки томбуя, ее следует оплести определенным способом. Делается это для того, чтобы обеспечить возможность крепления к нему двух тросов – буйрепа и штерта томбуя. Для оплетки я использовал смоленый пеньковый конец диаметром 8мм (новодел, расчеты автор.) …Для оплетки томбуя два тросовых кольца несколько меньшего диаметра, чем буй надевали на его концы. К каждому кольцу сплетенными огонами присоединяли по два полностью оклетневанных троса, петли которых выступали над концами буя. Тросы проходили под противоположенными тросовыми кольцами и на концах буя были сбензелеваны. Образованные таким образом очки, (по два на каждом конце) бензелевали еще раз вместе. В верхнее очко вплеснивали короткий трос, служащий для крепления томбуя к вантам (ниже приведу другое назначение, прим. А.Б.), в нижнем находился железный коуш, в который был заведен коуш буйрепа… Штерт томбуя Пеньковый конец, 8мм (новодел, расчеты автор.) в диаметре. Крепится к вершине томбуя, с его помощью последний подтягивается к борту Бота и не позволяет буйрепу запутаться о корпус. …За вершину томбуя привязывается тонкая веревка называемая штерт, которая держится на баке, и служит к тому, чтобы оною поднимать томбуй при подъеме якоря, и не допускать буйреп увязнуть в рулевых петлях, когда корабль от перемены ветра или течения станет обращаться. Сия предосторожность нужна во время лежания на одном якоре. «Опыт Морской практики» Сочинил Капитан-Командор, Морского Кадетского Корпуса Инспектор и Императорской Академии Наук член Платон Гамалея, Санкт Петербург; Морская Типография 1804г. В 2 частях: 258стр. + чертежи и 392 стр. + Атлас рисунков; |
Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай» |
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск |