Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

<< назад

Дельные вещи.
Утки. Деревянные и кованые




На оригинале Ботика, поставлены четыре деревянные утки. Расположены они в районе начала кормового фальшборта, на внутренней обшивке обеих бортов, на высоте конструктивной ватерлинии (2) и еще по одной на каждой внутренней стороне наделок шверцев. Служат для крепления снастей. Крепление самой утки, осуществляется с помощью крепежных (латунных или бронзовых или нержавейка) болтов, для этого в основании выбраны два сквозных отверстия.
Принятый за обычный, материал изготовления - дуб, я сменил на нашу сибирскую лиственницу, по прочности которая, немногим уступает (а где-то и превосходит) традиционному дубу. На изготовление четырех изделий потребуется брусок лиственницы размером 600х100х25 мм. Размеры самой утки приведены в соответствующих чертежах.
Само изготовление не представляет какого- либо труда для любого, кто возьмется попробовать. Выкройку можно нарисовать и рукой и на компе, можно воспользоваться чертежом в полный масштаб, формы ее несложны и операция эта сложности не вызовет. Переносим на дерево через копировальную бумагу и приступаем к обработке заготовки. Основную форму можно врезать ножом, можно (как поступил я) сразу обработать крупным рашпилем, затянув заготовку в столярные тиски. Работа такая приятна тем, что уподобляется в некотором роде, работе скульптора. Форму с плавными линиями можно придать любую, на ваш персональный вкус и цвет, главное не отступить от размеров. Переходя от крупной к меньшей насечке, заканчивал круглым напильником по металлу. В результате получилось то, что и хотел видеть. Шкуркой мелкого зерна зашлифовал до нужной кондиции, операция нужна только для глаз,- впоследствии утка сама по себе отполируется используемыми снастями.
Напоследок высверлил 5-миллиметровым сверлом две сквозные дыры в ножке под постановку крепежных болтов. Сейчас они лежат, пропитанные Pinotex, и ждут своего часа.
Кованые утки имеют два размера (в чертежах). Малые, а их две, использованы на кормовом флагштоке и гюйсштоке, для крепления проводок флаг-фалов. Их я заказывал кузнецу и выполнены они его руками, выполнены здорово и творчески. Под скругленные головки рожков, были сделаны специальные шаблоны, отчего формы выдержаны верно и в соответствии с расчетными размерами.
Вообще очень жаль, что в последнее время пришлось отказаться от услуг этого мастера, его перевели на другое место работы (непрофильное), а ведь он ковал мне и рымы и гаки и эти вот утки, и многое что можно было бы еще сделать с его помощью. Приятно было с ним работать, мастер своего дела.
Кузнец, что ковал якорь, как и прежде работает в Судоходной компании (о нем я обязательно расскажу отдельно), искусство его работы вообще восхищает, но слишком уж неудобно и далеко добираться до его рабочего места, полдня уходит на решение любого вопроса. Однако добираться придется, потому как альтернативы в черте города, похоже, нет. Ну ничего, тем приятней будет встреча. Обращался в несколько городских мастерских (кузнечными теперь я их не называю), посмотрят на чертеж (пытался к примеру, разместить заказ на ковку крюка отпорного) и голову чешут, мы дескать оградки крутим из прутка, а это целое дело, и такие цены звучат, что голову чесать начинаю я! Вот так кузнецы.
Ну ладно, "уехал" я от наших уток маленько. А собственно, на этом и все, добавить вроде нечего. Желаю успехов в изготовлении!



Написать Автору


<< назад

Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск