Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

<< назад

Дельные вещи.
Штаг-юферс. Вант-юферс
(фрагменты рукописи "Проект Ботик Петра I "Св.Николай", © А.Бойцов, Томск, 2005-2015 гг.)



ВАНТ-ЮФЕРСЫ
…Круглообразное, несколько сжатое с обеих сторон дерево, имеющее три диры в виде треугольника, между собою расположенныя, в которое проходит веревка, именуемая талреп. Один из таковых юферов ввязывается в ванту, а другой, железом окованный, в руслини вделывается и чрез оную укрепляется. Юфера служат для натягивания вант и проч...
Примечание:
Юфера вант, фордунов, также и блоки бакштагов должны быть равно ввязаны и параллельны судну, в оном заключается морское щегольство и чистота вооружения.
"Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля",
А.Я.Глотов, С.-Петербургская морская типография, 1816 г.


…Юферсы на русленя и в концы нижних вант делаются точеные… Русленным и марсовым юферсам, с железною оковкою, дают несколько большую толщину нежели соответствующим им юферсам в концах вант. Г. Фордейс советует иметь запасные юферсы из двух половинок, так что в случае повреждения настоящего, обе половинки запасного вставляются в оставшуюся оковку и скрепляются небольшими болтиками, без помощи кузницы. По Штату запасные положены на русленя с рустами и гаками.
"Вооружение Военных Судов",
издание второе, Капитан 1 ранга К. Посьет, Санкт Петербург, Типография Морскаго Кадетскаго Корпуса. 1857г., 466 стр. + Атлас рисунков.


Круглая, чечевичной формы деревянная штука. Имеет три сквозных отверстия, расположенных в виде треугольника, через которые пропускают определенным образом веревку, образующую тали (талреп) для обтяжки вант. Вант-юферс (верхний юферс) обнимают вантой по часовой стрелке, так, чтобы свободный конец (комель) всегда располагался слева от ванты, если посмотреть на него со стороны соответствующего борта. Вант-путенс-юферс (нижний юферс) "на горячую" обжимают кованым прутком и соединяют с путенс-планкой (кованой наметкой), поставленной на внешнюю грань планширя. Для тяги вант юферсы, меж собой, соединяют талрепом.

Талреп - веревка, которая стягивает один юферс с другим и тем натягивает ванту и проч., толщина талрепов есть 1\2 толщины вант и проч.
"Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля", А.Я.Глотов, С.-Петербургская морская типография, 1816 г.


На боте основано шесть талрепов вант, соответственно поставлено шесть пар вантовых юферсов.

Размерения

Оснастка
Оковка вант-путенс-юферса; Путенс-планка (наметка кованая);

Изготовление
Нагрузка на юферсы достаточно высокая, поэтому в качестве материала для их изготовления лучше всего использовать дубовые заготовки. Я остановил свой выбор на лиственнице. Итак, для изготовления 6 штук вант-юферсов мне потребовалось около метра лиственничной плахи шириной - 120мм. и толщиной 50мм. Для русленных я заготовил три метровых обрезка, так же из лиственницы, с толщиной в 20мм каждая.
В первую очередь были склеены на смоле три плоскости заготовок под нижние юферсы, т.е. набрана нужная толщина. По чертежам я приготовил шаблоны обоих юферсов, используя для этого кусок ДВП, сделал на них разметку, и пятимиллиметровым сверлом высверлил сквозные отверстия. С помощью шаблонов произвел разметку будущих заготовок уже на плахе и склейке и, воспользовавшись электролобзиком, вырезал нужные заготовки. Затем, с помощью все тех же шаблонов, разметил местоположение отверстий и высверлил их, используя сверло по дереву (10 мм). Операцию эту лучше сделать до того как приступить к обработке заготовок, в противном случае плоскость юферса примет чечевичную форму и сверлить будет не так удобно, да и саму разметку удобней выполнить на плоской грани, чем на скошенной.
Теперь предстояло округлить боковые стороны юферса. На торцах заготовки я проставил карандашом риски через 5 мм - три с одной стороны грани и три с другой, потом соединил их, в результате получились линии - границы, до которых предполагалось сточить дерево. Закрепив заготовку в столярных тисках, рашпилем я снял лишнее и скруглил полученные грани. Опять же на торце, строго по центру отбил еще одну линию - она нужна для проточки канавки (кипа), на который ляжет ванта в одном случае и металлическая оковка в другом. Кипы я выполнил с помощью круглого рашпиля, расширив канавку на заготовках, предназначенных на вант-юферсы. Чтобы облегчить движения талрепа от юферса к юферсу, необходимо снять лишнее дерево у основания отверстий. Это я сделал полукруглой стамеской.
Следующий шаг - шпатлевка и шлифовка. Сбив неровности крупной шкуркой, все мелкие дефекты были прошпаклеваны эпоксидной шпатлевкой и зачищены вновь в несколько этапов, используя шкурку с мелким зерном. Когда поверхность стала радовать глаз, пришло время мой продукт законсервировать, чтобы продлить срок его службы в будущем. Воспользовавшись кухонным противнем, я разместил поочередно все двенадцать заготовок в духовке электропечи. Дождался, когда дерево достаточно согреется, я пропитал его смолой смешанной с отвердителем (тщательно, не экономя). После того как первый слой схватился "на отлип", - покрыл все юферсы вторым слоем смолы. Повысить температуру дерева потребовалось для того, чтобы обеспечить большую текучесть смолы, что в свою очередь помогло проникнуть ей глубже в поры дерева.

Оковка вант-путенс-юферса
Металлический кованый пруток диаметром 9мм (новодел, расчеты автор.). Обжимают "на горячую" в кузне. В нижней части оставляют очко с внутренним диаметром 18мм (новодел, расчеты автор.), которое затем заводят за крюк путенс-планки. Окраска. Путенс-планка Выполненная ручной ковкой пластина, в вершине своей имеющая перпендикулярно поставленный крюк (диаметр прутка - 9мм, новодел, расчеты автор.). Полная высота планки составляет 50мм (высота с крюком - 60мм), толщина 5мм и ширина 130мм (равно оригиналу). Основание, высотой в 32мм (равно оригиналу), плавно уходит на конус к вершине, верхние грани слегка вогнуты вниз. На плоскости выбраны три сквозных отверстия диаметром 6мм, зенковка на 10 (новодел, расчеты автор.) для крепления планки к внешней грани планширя. Крепеж латунными шурупами на смоле.

Ввязывание юферсов
Юферсы как в ванты и фордуны, так и в штаги, ввязываются двояким образом: комелем вверх или комелем вниз (имеется ввиду комель ванты или штага, прим. автор.), т.е. по тендерному. (способ этот называется тендерным или катерным, потому что на тендере или катере таким образом ввязывается юферс грота-штага, дабы комель штага не мешал осаживать фок вплоть до юферса) Как в том так и в другом случае, ввязка юферса зависит от спуска обгибаемого около него троса: какого бы спуска трос ни был, его должно обгибать в раскрут; потому что чрез это самые стренди, составляющие кабельную ванту, или пряди, составляющие тросовую ванту, обгибаются в закрут и препятствуют сырости или дождевой воде проникать в ванту. Кроме этого, обгибая в закрут, труднее ввязать юферс и при тяге установить юферсы параллельно борту; ибо ванты, стремясь раскрутиться, будут выводить юферс из этого положения. Посему трос прямого спуска обгибается против солнца, а трос кабельного спуска по солнцу. Чтобы ввязать юферс комелем вверх, насмаливают его кип (иногда кип покрывают клетневиною) и, отмерив по ванте расстояние от топа мачты до палубы (если юферсы ввязываются до постановки мачты, то это расстояние выбирается из Штата или измеряется с чертежа), кладут юферс серединою нижней его части на отмеренную точку и привязывают прядью, продетую в верхнюю диру юферса; потом обогнув ванту около юферса, берут комель внутро коренной части, укрепляют юферс в ванте на время двумя прядями, продетыми в нижние его две диры, и кладут коренной бензель, сблизив обе части ванты и углубив их в кип юферса посредством брашпиля: в верхнюю диру юферса вкладывают болт, берут третью прядь, связывают ея концы, и положив ее серединою на соединение коренной части с комелем, обносят концами на концах болта по шлагу, потом вкладывают в концы пряди другой, меньший болт, и вертят его около первого. С увеличением числа шлагов на последнем, ванта будет углубляться в кип и обе части ее будут сближаться; когда они лягут одна к другой довольно плотно, тогда кладут коренной бензель. Когда коренной бензель положен, тогда, сняв прядь и болт, загибают комель к верху и закладывают в строп взятый около его конца и в другой строп, на коренной части ванты, небольшия тали и обтягивают комель к верху; вместе с этим сближают комель и коренную часть посредством пряди и болта, заложенных немного выше коренного бензеля. Сблизив таким образом обе части ванты, кладут, смотря по толщине ванты, два или три круглых бензеля и самый конец комеля прихватывают бензельком; … Конец ванты обвивается, осмаливается и покрывается парусинным или плетенным колпачком. (Примечание: при первой тяге, юферс ввязывают как можно ближе к концу ванты, дабы ванту растянуть по всей ея длине и не оставить толстаго комеля)
"Вооружение Военных Судов",
издание второе, Капитан 1 ранга К. Посьет, Санкт Петербург, Типография Морскаго Кадетскаго Корпуса. 1857г., 466 стр. + Атлас рисунков;


Постановка талрепа
Чтобы основать талреп, делают в одном конце его талрепный кноп (но не плоской, без креста, шлаги которого могут повернуться), а другой конец, обвив его, продевают из нутра в диру верхнего юферса, находящуюся под комелем ванты, потом в соответствующую диру юферса на руслене, снаружи к борту, в следующую диру верхнего юферса, и т.д.; конец талрепа выйдет внутро из крайней диры нижнего юферса под коренною частью ванты. Такою основою талрепа, первое его действие при тяге оказывается на часть юферса, упирающуюся в коренной конец ванты; в противном случае, т.е. ежели коренной конец талрепа пройдет под коренною частью ванты, первое действие талрепа будет встречать комель ванты, который повинуясь оному, передаст всю силу на коренной бензель и кроме того, скривит юферс.
"Вооружение Военных Судов",
издание второе, Капитан 1 ранга К. Посьет, Санкт Петербург, Типография Морскаго Кадетскаго Корпуса. 1857г., 466 стр. + Атлас рисунков;


Для лучшего хода талрепа сквозь отверстия в юферсах (то же применимо и для талрепов на штаг-юферсах), последние, как и сам талреп, смазывали салом. Диаметр талрепа равен 1\2 диаметра соответствующей ванты, следовательно в нашем случае это 8-9 мм. (новодел, расчеты автор.) Конец пеньковый, тросовой свивки.

…ванты будучи обогнуты около юнферов, и потом сами за себя закреплены бензелями, натягиваются талрепами, коих толщина есть в 1\2 толщины вант, и которые проходят как в сии, так и в другие юнфера утвержденные на краях русленей: сии последние юнфера оковываются железом…
"Опыт Морской практики"
Сочинил Капитан-Командор, Морского Кадетского Корпуса Инспектор и Императорской Академии Наук член Платон Гамалея ,Санкт Петербург; Морская Типография 1804г. В 2 частях: 258стр. + чертежи и 392 стр. + Атлас рисунков;


После прохождения последнего отверстия, лопарь талрепа шлагами укладывали на верхнюю треть верхнего юферса, образуя колпак юферса. Рисунок (*)

ЮФЕРСЫ ДЛЯ ШТАГОВ
Особеннаго роду продолговатые юферсы, которые ввязываются в нижний конец штага и лось-штага, они служат для натягивания штагов таким же образом, как выше показанные юферсы для натягивания вант.
"Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля", А.Я.Глотов, С.-Петербургская морская типография, 1816 г.;


Как верхний, так и нижний, штаговые юферсы имеют каплеобразную форму, вытянутую по высоте. Для тяги штага использован, как и в случае с вантами, талреп, для его постановки, в средней части обоих юферсов выбраны по три сквозных отверстия. При этом, верхний юферс ввязывается в штаг способом, описанным выше. На оригинале бота, нижний штаговый юферс окован металлическим прутком, в нижней своей части, прутки соединяются расковкой в плоскость и оканчиваются поставленной втулкой для сцепки с наметкой штаг-юферса. Я поступил также.
Размерения
В чертеже.



Оснастка
Кованая обжимка нижнего штаг-юферса с втулкой для сцепки с наметкой гюйс-штока; Стопорный нагель; Наметка штаг-юферса с нагелем;

Изготовление
Для работы над двумя юферсами потребовалась заготовка из лиственницы размером 500х100х80 мм. Компьютерную распечатку в размер я перенес на брусок с помощью копировальной бумаги. Болванки с запасом на обработку вырезал лобзиком, затем рашпилем грубо придал требуемую форму. Окончательно доводил наждачной бумагой - от крупного зерна к малому. Отверстия, согласно чертежу, были выбраны заранее, стамеской довел срезы под лучший ход лопаря талрепа. Кип под штаг и кип под обжимку выполнил, таким же образом как и на юферсах вант. Оба юферса покрыл двумя защитными слоями смолы.

Обжимка с втулкой
Кованый пруток диаметром 12мм (новодел, расчеты автор.) огибает тело юферса. В нижней своей части, концы соединены в раскованную пластину с толщиной 10 - 12мм (новодел, расчеты автор.). К ней, по нижней грани, прихвачена втулка для пропуска стопорного нагеля, обеспечивающего сцепку с наметкой штаг-юферса Внутренний диаметр втулки равен 24мм, при толщине стенки в 3мм (новодел, расчеты автор.).



Написать Автору


<< назад

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск