Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна


<< назад

Экспедиция. Ямальский Волок

В основу представленных материалов положена книга доктора исторических наук, проф. М.И.Белова
"Мангазея. Мангазейский морской ход", Лениград,Гидрометеоиздат, 1980 г.



Рис.1
Место волока.
Стрелками указано направление при движении с востока на запад.

В 1971 году, М.И. Белов, совместно со студентами Ленинградского государственного университета В.П. Цветковым и Л.С.Тарасовым предприняли экспедицию в район рек Се-Яха (мутная и зеленая) и озер Ней-то (мутные) и Ямбу-то (зеленое).
Цель поездки заключалась в исследовании системы старого Ямальского волока. Предстоящую работу облегчали данные, полученные Омской экспедицией в эти места в 1936 году. На их основе были с достаточной степенью точности установлены места перешейка, где в свою очередь, возможно и перетаскивались суда 17 века из озер Мутных в озеро Зеленое.
Для обследования был выбран отрезок длиной в полтора километра (вдоль) между озерами Ней-то и Ямбу-то. В этом месте особое внимание привлекала небольшая ложбина в самом узком месте перешейка , западной его части. (это место отмечено на рис.1)
Ширина в этом месте была не более 500 метров, но важнее всего было небольшое озерко, находящееся посредине этого отрезка. Размер его не превышал 50х50 метров, глубина – 8. Озерко, в свою очередь, было соединено небольшой по размерам, протокой с оз. Ямбу-то.
При исследовании волока, особое внимание было уделено его западной части вдоль высокого берега оз. Ней-то и вокруг озерка, которое по местным преданием называлось озером Луци-Хамо-то, что означает – озеро Погибших Русских. Было заложено более 50-ти шурфов глубиной 1 и длиной около 3-х метров. Результаты были ошеломляющи – ни о один из них не выдал ни одного результата. Не было найдено ничего, ни одного кусочка, напоминающего остатки или окаменелости дерева. Волок был пуст.
И все-таки поиски увенчались успехом. В протоке, в месте ее впадения в оз.Ямбу-то, были обнаружены предметы, которые впоследствии, были переданы на экспертизу в Ленинградский институт высокомолекулярных соединений АН СССР. Смолянистые куски черного цвета, напоминавшие высохшую смолу или жженую древесину, были подняты с метровой глубины из под слоев песка, ила и тростниковых наносов. По своему виду они очень напоминали современный вар (А.Б. – напомню, дело происходило в 70-х годах).
С уверенностью можно было предположить, что найденные на такой глубине, под таким слоем нетронутых отложений, предметы, имели прямое отношение к волоку. Во время волока больших поморских судов, неизбежны были их поломки, и следовательно, также неизбежен был и их ремонт. В описаниях кочей часто идет упоминание о так называемых «варовых веревках», другими словами – смоленый такелаж. Это, в первую очередь, и наводило на мысль о связи найденных кусков с Ямальским волоком. Что косвенно подтвердила ,впоследствии, и экспертиза. Акт экспертизы приведен ниже.
(А.Б. – ниже по тексту приведена прямая цитата из книги профессора М.И.Белова кроме рис.2, я старался сделать его наглядней)

АКТ 3
Анализ окаменевших остатков с полуострова Ямал

Всего изучено 4 образца:
Образец1. Вар современный
Образец2. Дерево окаменевшее
Образец3. Образец под названием «Мангазея»
Образец4. Окаменевший остаток

На основе анализа инфрокрасных спектров (область 600-4000 см-1) и элементарного состава ( CH2 O, Hal, зола ) сделаны следующие выводы:
1. Образцы 2 и 3 тождественны. По всей видимости, это сильно окисленные древесные остатки.
2. Образцы 1 и 4 имеют сходную структуру. Образец 4 по своей химической структуре и элементарному составу может быть продуктом превращения (окисления) вара.
На это указывают полосы поглощения групп CH2 в ИК спектре 4:1460, 2850, 2930 см-1.

В ходе рекогносцировочной поездки были обследованы и волоки между Мутными озерами, которые приходилось преодолевать мореходам. Леонтий Плехан писал об этом так:
« А дошел до озера, до вершины Мутной реки, учали меж озерцами волочить запасы в павозках, а в павозок клали четвертей до десяти и больше, в четыре пуда четверть, а проводили павозки от озера до озера паточинами, тянули по воде бродячи, один павозок тянут два человека, а те межу озерцами паточины тож в дву местех от озера до озера по версте и меньше, а кочи тянули канаты после запасов порожние по тем паточинам всеми людьми» (РИБ, т.2,с. 1089-1090).



Рис.2
Ход между Мутными озерами с востока на запад.
Черным кругом обозначено место волока.

Показания Плехана следовало проверить. Плавание и осмотр Мутных озер производились на единственной у нас резиновой лодке. Осмотр песчаного перешейка между первым и вторым Мутными озерами, где теперь образовался в результате эрозии почв узкий и неглубокий пролив, дал следующие результаты. В западной части перешейка расположено несколько безымянных карстовых озерков. Размещение их таково, что они пересекают перешеек с запада на восток. Кромки их подходят прямо к берегу, оставляя перемычку в 6- 7 метров. Такое расположение карстовых озерков облегчало переволакивание кочей, вместе с тем сейчас, если это расположение сохранилось до наших дней, ограничивало площадь поиска предметов, возможно, брошенных на этой перемычке.

Обследование дна озерков не производилось (А.Б. – предоставим это занятие в дальнейшем - И.Л.), потому что не было аквалангов, но на бровке берега было встречено несколько предметов – сильно разрушенные части небольших плоскодонных лодок, очевидно, «павозков», о которых упоминал Леонтий Плехан. Они настолько истлели, что трудно было определить какие это части. Правда встретились и менее разрушенные деревянные предметы. Поодаль от перешейка на берегу было найдено три кокоры – шпангоуты полутораметровой высоты. Принадлежность их к судовым частям не вызывало сомнения. Встретились так же предметы ремесла и торговли – значительный обломок моржовой кости темного цвета, вероятнее всего, часть моржового клыка, которые встречались и при раскопках Мангазеи. Здесь же обнаружены плоские деревянные предметы, очень похожие на сапожные колодки (заготовки) большого размера.

Появление на берегах озер редких в этом районе деревянных частей и вообще дерева, позволяет отнести их к очень давнему времени. К сожалению сохранились лишь сильно разрушенные части речных судов. Нигде не удалось найти ни одного ствола дерева, изучение которого могло пролить свет на самое раннее освоение Ямальской волоковой системы – Мангазейского морского хода.

<< назад

Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск