Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

<< назад

Гик. Основа и проводки такелажа
(фрагменты рукописи "Проект Ботик Петра I "Св.Николай", © А.Бойцов, Томск, 2005-2015 гг.)



Гика-шкот; Гика-топенанты; Нирал пятки гика; Бейфут;

Гика-шкот
Эта снасть основывается двояко: или так, чтоб тянулась отдельно от гика-браса, или чтоб вместе с оным. Ежели отдельно, то приплеснивают к коушу погона, утвержденного на середине гака-борта, или к обуху, тут вбитому, двушкивный блок; а на гике, внутри гака-борта, ввязывают в двойной строп одношкивный блок, шкивами поперек судна, в эти два блока основывают гика-шкот, приплеснив коренной конец к стропу блока на гике. Часть стропа этого блока, обгибающая гик, отренцовывается и обшивается кожею.
"Вооружение Военных Судов",
издание второе, Капитан 1 ранга К. Посьет, Санкт Петербург, Типография Морскаго Кадетскаго Корпуса. 1857г., 466 стр. + Атлас рисунков;


Для обращения гика и содержания его в надлежащем положении, чего неудобно сделать одними бакштагами, кладется на него возле гака-борта строп с двумя коушами; в сии коуши закладываются тали, которые тянутся к обеим бортам гака-борта.
"Опыт Морской практики"
Сочинил Капитан-Командор, Морского Кадетского Корпуса Инспектор и Императорской Академии Наук член Платон Гамалея, Санкт Петербург; Морская Типография 1804г. В 2 частях: 258стр. + чертежи и 392 стр. + Атлас рисунков;


Так обстояли дела с основой гика-шкота на кораблях, на боте все представляется несколько иначе, легче и проще. Начнем с того, что никаких бакштагов нет, и управление положением гика в горизонте, полностью возложено на простые гинцы, основанные на двух одношкивных блоках и погоне. Верхний блок, скобой был заложен за обух бугеля, поставленного на гик, нижний гаком заводили за подвижный коуш на погоне гика-шкота. Несмоленый пеньковый трос, диаметром 10мм (новодел, расчеты автор.) коренным концом коушем заводили за нижнюю скобу блока основанного на бугеле гика. Лопарь талей вели через шкив одношкивного блока основанного гаком на коуше погона гика-шкота, далее поднимали к верхнему блоку, пропускали через его шкив, и вели на правую или левую утку, поставленную внутри корпуса.

Утки гика-шкота
Деревянные, выполнены они из лиственницы, а поставлены на внутреннюю обшивку между четвертой и пятой банками. Размеры проставлены в чертежах.

Гика-топенанты
Сим именем вообще у всех реев называется несмоленая веревка, которая держит рей (с одной и другой стороны) горизонтально; действием ея дают реи желаемое косвенное положение, что и называется по морскому "отопить рей". При наименовании каждаго топенанта прибавляется всегда имя той реи, при которой оный находится; Гик-топенант - несмоленыя веревки, которыя накладываются на конец гика, служат к поддерживанию его горизонтально; ибо гик одним своим концом упирается в бизань-мачту и к оной бейфутами присоединен, а на другом его конце наложены сии топенанты, которые основываются различно.
"Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля", А.Я.Глотов, С.-Петербургская морская типография, 1816 г.;

… Кипы коушей в концах топенанта и в обухах бугеля на гике, покрываются клетневиною.
"Вооружение Военных Судов",
издание второе, Капитан 1 ранга К. Посьет, Санкт Петербург, Типография Морскаго Кадетскаго Корпуса. 1857г., 466 стр. + Атлас рисунков;


Двойные гика-топенанты на боте были поставлены равно с той же целью, как описано в приведенных цитатах. Чтобы обеспечить поддержку гика в расчетном положении, а у нас это 83 градуса, на его крайний конец были наложены топенанты. Пеньковый трос, тросовой свивки, диаметром 10мм (новодел, расчеты автор.) и достаточной длины, складывали пополам. На месте перелома, в образовавшееся очко, ставили металлический каплеобразный коуш, которым и заводили топенанты за обух бугеля, поставленного на ноке гика. Свободные концы поднимали вверх и пропускали через правый и левый шкивы двушкивного блока (походный вариант), заложенного скобой за верхний из трех бугелей, поставленных на топе мачты, и вели вниз на соответствующие утки.
Остается добавить, что, как и описано в труде К. Посьета, и обух на ноке и коуш топенанта, я покрыл пропитанной клетневиной (клетневина - нарезанная лентами старая парусина, прим. автор.)и перетянул клетнем. Для клетневания я пользовался кусками старого тонкого брезента.

Нирал пятки гика
8-миллиметровый пеньковый конец, несмоленый, коушем основывали за обух, вбитый снизу усов у пятки гика. Служит для удержания пятки от подъема выше нормы во время постановки грота.

Бейфут гика на ракс-клотах
…ибо гик одним своим концом упирается в бизань-мачту и к оной бейфутами присоединен… Бейфут у гика есть веревка, обшитая кожею, идущая от одной лапы гафеля, объемлет собою бизань-мачту и, возвращаясь к другой лапе подле оной, закрепляется.
"Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля", А.Я.Глотов, С.-Петербургская морская типография, 1816 г.;


Бейфут гика бота устроен несколько иначе, чем корабельный. Вместо обшитой кожей веревки, как описано выше, используется ракс-трос с нанизанными на него, ракс-клотами. В сущности та же самая веревка , только с деревянными шариками. Клоты принято было изготавливать из дуба или ясеня, я же использовал нашу лиственницу - материал просто замечательный. Диаметр клотов 25мм (новодел, расчеты автор.), по центральной оси выбраны сквозные отверстия в 7мм (новодел, расчеты автор.) для проводки ракс-троса. Клоты, после изготовления, были покрыты защитной пропиткой (я их просто купал в банке).

Ракс-трос
Заводили с внешней стороны лапы в отверстие, конец стопорили кнопом, а ходовой, вместе с клотами, огибал ствол мачты и заходил в отверстие на торце правой лапы усов. Далее на внешнюю сторону, где его и крепили на самого себя. Высокопрочный пеньковый линь, диаметром 6мм (новодел, расчеты автор.), бельный.



Написать Автору

<< назад

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск