Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

<< назад

Гафель. Основа и проводки такелажа
(фрагменты рукописи "Проект Ботик Петра I "Св.Николай", © А.Бойцов, Томск, 2005-2015 гг.)



Бейфут; Дирик - фал; Гафель-гардель (походный вариант); Нирал пятки (походный вариант); Флаг-фал;

Гафель-гардель
Гафель-гордель - несмоленая веревка, основанная между двумя двухшкивными блоками, из которых один наложен на топ бизань-мачты и опущен сзади ея между лонг-салингами вниз под марс; а другой блок, остропленный с гаком, которым закладывается за обух, вбитый в гафеле. Вся сия основа вместе называется гафель-гордель; конец ея, или лопарь, идет от верхняго блока вниз, где и тянется; действием онаго гафель поднимается вверх и опускается на низ.
"Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля", А.Я.Глотов, С.-Петербургская морская типография, 1816 г.


Гафель-гарделем называют снасть, которая служит для подъема - спуска и удержания в расчетном положении пятки гафеля. Коренной конец гарделя гаком закладывают в верхнее очко ближнего к пятке бугеля, лопарем проводят через шкив нижнего топового одношкивного блока и вниз для крепления на утке. 10 мм- вый пеньковый тросовой свивки, бельный конец (новодел, расчеты автор.).

Дирик-фал
Дирик-фал - несмоленая веревка, дающая гафелю желаемой угол с мачтой, при коей он находится; сия веревка служит при нем, как топенант у прочих реев; оная основывается следующим образом: длинная веревка, прикрепленная одним своим концом к топу крюс-стенги, идет от онаго другим своим концом в одношкивный блок, на ноке гафеля привязанный, проходя чрез оный возвращается в двухшкивный блок, к эзельгофту бизань-мачты прикрепленный, от коего обращается опять к гафелю в одношкивный блок, привязанный (от нока) на 1/3 всей его длины; пройдя чрез сей блок возвращается к тому же двухшкивному блоку, у эзельгофта прикрепленному, проходит в другой его шкив, от коего опускается на низ, где тянется и крепится в определенном месте.
* Дирик - фал основывают различно, смотря по удобности, но показанный способ ныне введен в употребление и есть лучше и удобнее прочих.
"Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля", А.Я.Глотов, С.-Петербургская морская типография, 1816 г.


…Возвышеннейший то есть задний конец сего рея (имеется ввиду гафель, прим. автор.) поддерживается дирик-фалом: один конец сия веревки накладывается огоном на бизань-рю, сиречь на самый верхний нок рея, а другой конец идет в двухшкивной блок привязанный к езельгофту бизань мачты, потом в коуш, или лучше в блок, (приметим здесь, что прочность и крепость в вооружении всегда красоте предпочитать должно, ибо суда не на показ, а для службы вооружаются; и потому весьма неблагоразумно поступают те, которые для большей чистоты, вместо блоков коуши употребляют: снасти ходячия в коушах скоро перетираются, а от сего иногда важные следствия произойти могут) прикрепленный на реи пониже нока, потом опять в оной блок, а оттуда на низ на бизань-руслень, где и крепится.
"Опыт Морской практики"
Сочинил Капитан-Командор, Морского Кадетского Корпуса Инспектор и Императоской Академии Наук член Платон Гамалея ,Санкт Петербург; Морская Типография 1804г. В 2 частях: 258стр. + чертежи и 392 стр. + Атлас рисунков.


Дирик-фал - снасть, которая позволяет поднять, поставить и удерживать нок гафеля в заданном положении (угол и высота) относительно мачты. На боте, коренной конец дирик-фала, гаком крепится за очко внешнего от усов (ближнего к ноку) бугеля, лопарь проводят через шкив дирик-фал-блока, пристропленного к среднему топовому бугелю, далее вниз через одношкивный дирик-фал-блок у среднего бугеля гафеля и вновь к одношкивному на топе. Пройдя второй топовый блок, ходовой конец ведут вниз на соответствующую утку, где его и крепят.
Расчетный диаметр дирик - фала 10мм, конец пеньковый тросовой свивки, бельный (новодел, расчеты автор.).

Нирал пятки гафеля (походный вариант)
Нирал - снасть, позволяющая при необходимости, осадить в расчетное положение (оттянуть вниз к палубе) верхний угол косого паруса, либо, как на нашем боте, пятку гафеля. Коренной конец коушем закладывают за обух, вбитый снизу усов гафеля, а ходовой ведут вниз, где и крепят. Диаметр 10мм, пеньковый тросовой свивки, бельный (новодел, расчеты автор.).

Флаг-фал (походный вариант)
Чтобы иметь возможность поднять дополнительные сигнальные флаги, через обушки ноковых оковок гафеля и гика пропущен гафель-флаг-фал. 8-миллиметровый четырехпрядный несмоленый льняной канатик (новодел, расчеты автор.).

Бейфут
Гафель-раксы - род бейфута, или нанизанные на веревку деревянные шарики, объемлющие бизань-мачту, коими гафель к ней присоединяется; посредством сего гафель удобнее поднимается по оной мачте вверх и опускается на низ. Ныне большею частию гафель ходит по тресель - мачте, присоединяется к оной бейфутом, который обшивают кожей.
"Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля",
А.Я.Глотов, С.-Петербургская морская типография, 1816 г.


Бейфут - металлический или тросовый бугель, с помощью которого скрепляют между собой рангоутные деревья, как то: реи, гики, гафели с мачтами, бушпритами или стеньгами. Бейфут, с помощью которого гафель крепили к мачте бота, представляет собой простой ракс-бугель на клотах. Ракс-трос одним концом стопорят с внешней стороны усов, проводят в сквозное отверстие левой лапы, нанизывают на него деревянные (у меня они лиственничные, выточены на токарном станке, отверстия выбраны дрелью сверлом по дереву) шарики - ракс-клоты. Далее трос обнимает ствол мачты и проходит через второе отверстие, в правой лапе усов с торца на внешнюю сторону, где и крепится сам на себя. Расчетные размеры ракс-клотов - см.чертеж. Пеньковый линь, диаметром 6мм, бельный, (новодел, расчеты автор.)



Написать Автору

<< назад

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск