Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

<< назад

Бушприт. Основа и проводки такелажа
(фрагменты рукописи "Проект Ботик Петра I "Св.Николай", © А.Бойцов, Томск, 2005-2015 гг.)



Ингалдер; Растяжка бушприта для фиксирования заданного положения меж бортов; Найтов бушприта для крепления к голове форштевня;

Ингалдер (оттяжка) ракс-бугеля (ракбугеля)
…надевается на утлегарь ракс-бугель, могущий по нему ходить, т.е. опускаться и подниматься, посредством прикрепленных к сему бугелю, с одной стороны ингалдера или оттяжки, которая берется прямо на бак, а с другой стороны галса, который идет во-первых в шкив на ноке утлегаря, потом возвращается на бак.
"Опыт Морской практики"
Сочинил Капитан-Командор, Морского Кадетского Корпуса Инспектор и Императорской Академии Наук член Платон Гамалея, Санкт Петербург; Морская Типография 1804г. В 2 частях: 258стр. + чертежи и 392 стр. + Атлас рисунков;


На боте, в отличие от корабля, ракс-бугель кливера ставили не на утлегаре (его просто нет), а на бушприте. Ноковый шкив утлегаря заменен двумя бесшкивными кипами на книце гюйс-штока. Кливер-галс пропускали сквозь верхнее очко ракс-бугеля и, после его прохождения, вели через правый бесшкивный кип кницы гюйс-штока. На выходе из кипа, галс пропускают через основное кольцо ракс-бугеля и далее, поверх бушприта, на утку в районе бака с правой стороны штевня. С противоположенной стороны ракс-бугеля закладывают снасть, которая зовется ингалдер, выполняет она роль оттяжки. Коренной ее конец коушем заложен за гак бугеля, ходовой же, укладывают на утку, специально для этого поставленную поверх бушприта над баком. Тем самым ингалдер поставлен в противоход кливер-галсу и, в связке с ним, обеспечивает подъем - спуск по бушприту до расчетного положения ракс-бугеля и, соответственно, - галсового угла паруса. Конец пеньковый тросовой свивки диаметром 8 мм (новодел, расчеты автор.), бельный.

Растяжка бушприта
Конец стопорят на утке с внутренней стороны планширя левого борта, двумя - тремя шлагами охватывают бушприт и ведут на соответствующую утку с внутренней стороны планширя правого борта, где и крепят. Трос пеньковый тросовой свивки диаметром 10 мм (новодел, расчеты автор.), бельный.

Найтов бушприта
...Конец веревки обносится около коренной части, продевается в образовавшийся огон, и надвигается к той вещи, около которой делается удавка. Если нужна более надежная удавка, то, продев конец в огон, его обносят два или три раза около самого себя…
"Вооружение Военных Судов",
издание второе, Капитан 1 ранга К. Посьет, Санкт Петербург, Типография Морскаго Кадетскаго Корпуса. 1857г., 466 стр. + Атлас рисунков. Фигура 49,50,51

Коренной конец найтова удавкой заводят за носовой рым, полушлагом (неполный оборот) обходят (с левой стороны на правую) голову штевня, далее два полных шлага вокруг бушприта с внешней стороны штевня, еще один полный шлаг вокруг штевня (накрест с предыдущим) и два шлага вокруг бушприта теперь уже с внутренней стороны наметки штаг-юферса и вниз к рыму, где и крепят.
Трос пеньковый тросовой свивки диаметром 10 мм, бельный (новодел, расчеты автор.)



Написать Автору

<< назад

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск