|
…Сзади
бизань-мачты под углом к ней находящееся дерево, или короткий
шест, выдавшийся от оной мачты; служит для присоединения к нему
и к мачте паруса бизани. . Лапы делают и оканчивают подобно гиковым;
но как гафели должны… (возвышаться) столь много выше горизонтальнаго
положения, то и лапы их имеют выемку отложе, чем у гика. На внутренней
их части также вколачивают обух сверху насквозь и заклепывают
его под низом для веревки, именуемой гафель-гордель, а другой
обух вколачивают с нижней стороны для нок-бензеля и гафель-нирала.
На внешний конец накладывается бугель и вколачивается обух в средину
параллельно гафельной оси, а по бокам прибиваются, отступя от
конца его на диаметр, стоп-планки; оныя служат удобством, дабы
наложенныя на нок гафеля веревки не скользили и оставались бы
в одинаковом положении. "Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля", А.Я.Глотов, С.-Петербургская морская типография, 1816 г. ... Я должен прибавить здесь, что суда вооруженныя на подобие шняв, имеют небольшой рей, служащий к растягиванию паруса подобнаго корабельной бизани. Сей рей называется гафель; конец онаго, упирающийся в мачту, вырезан на подобие возрастающей луны, дабы таковою выемкою и рожками плотнее обнять обвод мачты. Сей гафель длиною равен бимсу. Большой диаметр его есть 1\36 его длины, и помещен поблизости конца упирающагося в мачту, а малый диаметр на другом конце равен половине большаго. Бригантины, голеты, яхты и многия другия малыя суда имеют таковые ж гафели, и сверх сего гик. "Искусство или Главные начала и правила научающие искусству строения, вооружения, правления и вождения кораблей", Сочиненное господином Роммом, Корреспондентом Парижской Академии Наук и Профессором Навигации морского училища. Перевел с французского Флота Капитан Александр Шишков; Типография Морскаго Шляхетнаго Кадетскаго Корпуса, 1793г. 1 часть 542 стр., 2 часть 355 стр. + Атлас чертежей и рисунков. Гафель - наклонное рангоутное дерево, опертое пяткой в верхнюю часть мачты, служащее для подъема косого паруса и, или каких-либо предметов. На ботике гафель поднимает и удерживает в заданном положении верхнюю шкаторину основного паруса - гафельного грота. Пятка гафеля часто выполняется в виде двурогой вилки - усов (от голландского "гафель"), что является характерной особенностью данного рангоутного дерева (рис.*); Практический расчет длины и диаметров сечений гафеля, поставил меня перед выбором в принятии решения - отступать мне или нет от схемы воссозданного парусного вооружения бота. На этом я хотел бы остановиться более подробно. Существует труд ст. научного сотрудника отдела фондов ЦВММ,- А.Л. Ларионова по реконструкции предполагаемого парусного вооружения ботика, изложенный в его статье "Ботик Петра I" и опубликованной в середине 70-х годов. Им была проведена работа сравнительного анализа подлинных рисунков и чертежей из альбомов авторов конца 17, начала 18 веков по вооружению малых голландских судов, в результате которой, были отмечены стойкие пропорции в соотношениях длин гиков и гафелей, употреблявшихся на таких судах. В частности, было отмечено, что длина гафеля, как правило, бралась на 5/8 короче длины гика (1576,19 мм, угол постановки - 40 гр. от вертикали мачты). Гик по длине своей, представлял 7/11 частей от высоты мачты (4203,18 мм, угол постановки - 83 гр.). За длину гика бралось 7\11 высоты мачты, а гафель делался на 5\8 короче гика. Такие расчеты соблюдены при расчете рангоута ботика. "Ботик Петра I" Ларионов А.Л., Санкт-Петербург, 1976 г., июль. Опубликовано с сокращениями: журнал "Судостроение" №7, 1976 г., стр. 59 - 64) Высота же мачты принималась в границах от 1 до 1,1/3 основной длины судна. Мачта ботика попадает в этот отрезок - ее высота набирает 6605 мм, что в отношении к длине между штевнями дает приблизительный коэффициент 1,1. В соответствии с этими зависимостями, представлена и схема-чертеж предполагаемого парусного вооружения ботика в масштабе 1:20, с заявленной парусностью судна в приближении к 18 кв. метрам. При этом топ мачты (2158, 12 мм) показан увеличенным - 1/3,06 к высоте мачты, принятое же в то время соотношение длины топа к длине мачты, составляло 1/4. Несоответствие размеров явилось, по словам автора, вследствие подгонки топа под размер шкаторины штандарта, поднимаемого на судне. Обычно на топ мачты бралось 1\4 ее высоты. На мачте ботика эта пропорция не выдержана. Можно предположить , что топ мачты был подогнан во время ремонта ботика в 1722 году к размеру шкаторины царского штандарта. "Ботик Петра I" Ларионов А.Л., Санкт-Петербург, 1976 г., июль. Опубликовано с сокращениями: журнал "Судостроение" №7, 1976 г., стр. 59 - 64) Как бы то ни было, - мачта на подлиннике имеет именно такой (увеличенный) размер топа. Учитывая длину мачты, ее топа, длины гафеля и гика, а так же углы и места их постановок, я пересчитал общую площадь парусности судна. Если учесть вес ботика, равный 1286,71 кг, по данным обмеров 1837 года, напрашивается вывод - парусность мала. Надо было искать возможности для ее увеличения, и прежде всего я связывал это с изменением размеров топа мачты. Возможно, его перерубили во время первых реставрационных работ в 1722 году, как следует из выводов А.Л.Ларионова, а это означает только одно - в 1688-м году, юный Петр ходил на отремонтированном ботике, несшим не штандарт на топе своей мачты, а дополнительную площадь грота. Это и решило исход дела - я уменьшил высоту топа мачты и одновременно увеличил расчетную длину гафеля. Короткий топ позволил выше поднять пятку гафеля, а так же топовые бугели с блоками проводок фалов стакселя и кливера. Здесь представлено описания одного из трех возможных постановок гафеля (топ перерубленный - удлиненный, с возможностью постановки штандарта). Все три варианта представлены в чертежах. Разме Изготовление Под заготовки для изделия я выбрал сосновые и еловые безсучковые бруски длиной в 2000мм и сечением 25 х 25мм (9 шт. + 1 шт. для пары),- это для ствола гафеля, и две сосновые заготовки для усов - длиной 500мм, шириной 100мм и высотой 60мм. Брускам предварительно требовалось придать изогнутую форму, для чего были сделаны деревянные чаки высотой в 120мм. Затем я проливал заготовки, обернутые тряпками, кипятком, скреплял их оконечности попарно бечевкой, а в середину вставлял приготовленные прокладки. Таким образом, каждый брусок приобрел вынужденную погибь в необходимые 60 мм. В таком состоянии пять пар заготовок перекочевали на три месяца на антресоли под потолок в сухой и спокойный воздух. Для изготовления усов потребовалось сделать компьютерную выкройку "в размер". Распечатанные линии были перенесены на заготовки, далее оставалось только обработать дерево. Грубую выпиловку сделал электролобзиком, затем доводил форму рашпилем и рубанком, операции не представляют какой-то сложности, поэтому лапы довольно быстро обрели требуемую им конечную форму. Бруски мои, после выдержки под потолком, хоть и не держали стойко окончательной формы погиби, но приобрели заметную кривизну, в общем, это было то, что и требовалось на данном этапе. Окончательную форму изгиба должна была удержать смола при их склейке. Для этой операции была заготовлена столешница - сухая прямая 50 - тая плаха. На ней я вычертил полную длину тела гафеля, выбрал расчетную середину и закрепил там чак высотой в 60 мм. Всего предстояло поочередно клеить три плоскости по вертикали по три заготовки в каждой, пригибая и фиксируя их концы к столешнице, что и было успешно проделано. Оконечности заготовок подтягивал к основанию веревкой, туго их перетягивал и закреплял. Каждая склейка была выдержана в таком положении в течение двух суток до полной полимеризации смолы. После снятия крепежа, каждая плоскость приобрела требуемую величину погиби. Однако, я не торопился продолжать, решив выждать некоторое время чтобы убедиться в неизменности полученной формы. Прошло несколько дней, изменений не наблюдалось, и я продолжил работу - склеил все три плоскости, только теперь в горизонте, в результате чего получил исходную, квадратного сечения и выгнутую, заготовку гафеля. Следующим шагом на компьютере были смоделированы в полном масштабе скривления линий в боковой плоскости и на виде "с верху", сделаны распечатки, и с помощью копирки, линии были перенесены на заготовку. Разметил место под постановку усов, этот участок (будущей склейки) должен оставаться четырехгранником. И вновь рубанок и рашпиль. Восьми -, шестнадцати -, тридцати двух - гранник, такая работа приносит только удовольствие, усталости не чувствуется, приятный аромат сухой и чистой стружки. Окончательную цилиндрическую форму выводил грубо рашпилем с крупной засечкой, потом тоньше и так до 40 - ки наждачки. Здесь сделал паузу, до окончательной обработки тела надо было закончить с усами - их надо было клеить по месту и окончательно обтачивать место примыкания к мачте. И это вместе с пяткой гафеля. Рубанком заузил пятку в соответствии с линиями на чертеже, поставил на струбцинах склейку и дал выдержку , как и прежде, в двое суток. Чтобы смола не "убегала" со швов, накладываю поверх склеиваемых поверхностей кусочки бумаги или просто листы газеты. После того как струбцины были сняты, зачистил остатки лишней смолы рашпилем и приступил к окончательной обработке. Гафель примыкает к мачте в положении 40-ка градусов относительно вертикали мачты, поэтому необходимо и усы и пятку "скосить" на такой же угол, я это сделал круглым рашпилем и доработал скругленным бруском с наждачной бумагой крупного зерна. Внутренний диаметр усов был спроектирован таким размером, чтобы при спуске гафеля лапы плотно прилегали к мачте повыше банки, в противном случае, меньший диаметр "вытолкнет" гафель от мачты, что на практике мешает. В торцах усов нанес разметку и выбрал по одному сквозному отверстию параллельно оси тела, для проводки и крепления ракс - троса бейфута. Окончательную шлифовку гафеля делал, используя наждачную бумагу с мелким зерном, и завершил все тройной пропиткой составом "Pinotex". Оставалось поставить бугели, вбить обух, покрыть кожей внутреннюю часть усов (для лучшего хода вдоль мачты) и передать все это дело в покраску. Оснастка: Усы (лапы) гафеля; Бейфут на простых ракс - клотах; 1 бугель с тремя очками для крепления гафель - гарделя (походный вариант) и гитов-блоков; 2 бугеля с одинарными очками для крепления (гаками) коренного конца дирик - фала и дирик-фал-блока; Обух, вбитый снизу усов для крепления верхне-галсового угла гафельного грота и коренного конца нирала пятки гафеля (походный вариант); Ноковая оковка с одним очком и обушком, поставленным как продолжение оси гафеля, для крепления нок - бензельного угла паруса и проводки флаг фала; Усы …в усах гафель обшивается кожею… "Вооружение Военных Судов", издание второе, Капитан 1 ранга К. Посьет, Санкт Петербург, Типография Морскаго Кадетскаго Корпуса. 1857г., 466 стр. + Атлас рисунков. Усы - приспособление в виде ухвата, скрепленное с пяткой (внутренним концом) гика или гафеля , служащее для подвижного их соединения с мачтой. Делаются усы как деревянные, так и металлические, обшитые кожей…; Изготовление и постановка на место описано выше, остается только добавить, что дополнительное крепление усов с гафелем выполнено двумя латунными нагелями, расклепанными на подкладочных шайбах. Бугели Бугель - металлическое кольцо, скоба, оковка, посаженное на рангоутное дерево для креплений и (или) проводок разного рода снастей, такелажа. Гафель бота снабжен тремя неподвижными бугелями, оковкой нока и одним обушком. Ноковая оковка представляет собой комбинированный бугель - кованый обруч с очком для крепления нок-бензельного угла грота соединен с металлической полусферой, которая накрывает нок с его торца. Как продолжение оси гафеля, от оковки исходит штырь, оканчивающийся обушком для проводки флаг-фала при поднятом гафеле. Кольцо, неподвижное и укрепленное, называется обух…. "Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля", А.Я.Глотов, С.-Петербургская морская типография, 1816г. Два металлических бугеля, поставленных в серединной части, имеют по одному очку в своей верхней части, служат для закладки гака коренного конца и одношкивного дирик - фал - блока. Ближний к пятке бугель охватывает усы гафеля и снабжен тремя очками - одним в верхней части для закладки гака гафель-гарделя (походный вариант), два других расположены в нижней части под углом в 45 градусов (новодел, расчеты автор.) от вертикали с левой и правой стороны. К ним соответственно скобами крепятся два гитов-блока. Снизу пятки вколочен обух для крепления верхне-галсового угла паруса. |
Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай» |
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск |