Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

<< назад

Рангоут. Бушприт
(фрагменты рукописи "Проект Ботик Петра I "Св.Николай", © А.Бойцов, Томск, 2005-2015 гг.)



…Сложное дерево есть наклонная мачта, выставленная вперед с носу корабля; для скрепления его кладутся по нему бугели и вулинги. Топ бушприта - внешний бушприта конец, или вершина его. Шпор бушприта - нижний бушприта конец, или комель его.
"Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля",
А.Я.Глотов, С.-Петербургская морская типография, 1816 г.


Бушприт - горизонтальное или наклонное рангоутное дерево, закрепленное на носу, выступающее перед форштевнем судна и служащее для крепления передних парусов и штагов.

Судя по вопросу Пальчикова и ответу Петра, на ботике ставился привязной бушприт. Большей частью на голландских судах выстрелянный за форштевень конец привязного бушприта равнялся 1\6 длины корпуса. По этому правилу он и поставлен на чертеже ботика.
"Ботик Петра I"
Ларионов А.Л.,
Санкт-Петербург, 1976 г., июль. Опубликовано с сокращениями: журнал "Судостроение" №7, 1976 г., стр. 59 - 64)


Бушприт бота был съемный - привязной. Угол постановки - 100 градусов (новодел, равно реконструкции). При необходимости, его устанавливали поверх планширя с правой стороны от кованой наметки штаг-юферса, при этом шпор доходил до мачты. Чтобы обеспечить неподвижность в заданном положении, его найтовили в двух местах. Первое крепление у топа (головы) форштевня и второе в средней его части - ставили межбортовую растяжку, трос в два-три шлага накладывали на ствол бушприта и концами уводили на металлические утки планширя внутри правого и левого бортов, где и крепили окончательно. В исходном варианте шпор бушприта был чист, во всяком случае, так он показан на реконструкции предполагаемого вооружения ботика в работе А.Л.Ларионова. Однако можно предположить, что крепления в таком виде не способны глухо закрепить бушприт и не уберегут его шпор от болтанки во время резких порывов ветра. Чтобы избежать этого, я снабдил комель усами, но без какого- либо бейфута. Их роль - упорная вилка, ограничивающая возможность подвижки шпора из стороны в сторону по горизонтали.

Размерения

Изготовление
Бушприт я сделал сосновый. Четыре бруска (2650х40х40мм) хорошо высушенной древесины я приготовил в столярном цехе. Клеил их попарно смолой на струбцинах, потом две плоскости между собой. В результате получился брус 80х80 мм. Смоделировал на компьютере в полный размер обводы тела и распечатал все выкройки на принтере. Полученные листы склеил, линии перенес через копировальную бумагу на заготовку. Рубанком обработал вначале две противоположенные стороны, потом принялся за оставшиеся. Ну а дальше - по уже знакомой схеме, восьмигранник, шестнадцати и т.д. Как и в случае с гафелем, под усы на комеле, оставил две стороны плоскими до постановки усов. Топ вывел окончательно скругленным и нанес разметку для установки кницы гюйс-штока. Проще всего это сделать следующим способом: бушприт был жестко зафиксирован на верстаке, от комеля до топа я натянул капроновую нить вдоль центральной оси и уже в соответствии с ней определился с центровкой кницы и усов. Подошва кницы плоская, поэтому на месте ее постановки я поработал стамеской, выравнивая площадку. Клеил так же на смолу, используя F-струбцины. Дополнительно кница крепится к топу двумя сквозными металлическими нагелями, расклепанными на подкладочных шайбах. Устройство и порядок изготовления кницы описано ниже. Дело дошло и до усов,- они уже были приготовлены. На отмеченное место была поставлена вначале одна половина, после выдержки, вторая. Усы, как и кницу на топе, я так же дополнительно закрепил двумя нагелями на клепке.

Оснастка
Усы бушприта; Утка металлическая; Ракс-бугель (ракбугель) в сборе; Ингалдер (оттяжка) ракс-бугеля (ракбугеля) в сборе; Кница гюйс-штока с двумя встроенными бесшкивными кипами в сборе; Наметки гюйс-штока;

Усы бушприта
Усы бушприта отличаются по своей конструкции от усов гафеля или гика. Связано это с тем, что комель должен находиться несколько справа от мачты чтобы обеспечить положение бушприта вдоль оси ДП, ведь серединной своей частью он укладывался с правой стороны головы штевня к которой его найтовили в рабочем положении. Поэтому левая и правая части усов отличаются друг от друга и устроены они так, что пятка бушприта укладывается в заданном положении относительно мачты. Точные размерения половин приведены в чертежах. Остается только добавить, что выполнил я их из сосновых заготовок, при этом толщину, для обеспечения повышенной прочности, набирал из двух частей. Склейку делал на смоле. Внутренний диаметр взят с припуском и обит куском кожи на медных гвоздях.

Утка металлическая кованая
Ставим сверху на внутренней трети бушприта по центральной оси. Назначение - крепление ходового конца оттяжки ракс-бугеля (ингалдера).

Ракс-бугель (ракбугель)
Обшитый кожею, он накладывается на утлегарь так, чтоб гак был обращен кверху и назад.
"Вооружение Военных Судов",
издание второе, Капитан 1 ранга К. Посьет, Санкт Петербург, Типография Морскаго Кадетскаго Корпуса. 1857г., 466 стр. + Атлас рисунков;


Для крепления и проводки галса кливера, обеспечения фиксированного положения галсового угла паруса и растяжки нижней его шкаторины, на бушприте бота поставлен ракс-бугель (ракбугель) кливера. Устроен он довольно просто - обтянутое кожей кованое кольцо диаметром более диаметра бушприта одевается на ствол. В верхней своей части имеет очко , а в горизонтальной плоскости - ушко с поставленным гаком. Ушко расположено в месте соединения очка с основным кольцом ракс-бугеля (ракбугеля) и обращено в сторону бака. Выполняется из металлического прутка диаметром (см. чертеж).

Кница (Книса) гюйс-штока
Под именем книсы, или кницы, разумеется штука дерева, имеющая у себя две ветви, которыя между собою составляют угол от перпендикуляра больше или меньше тупой.
"Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля",
А.Я.Глотов, С.-Петербургская морская типография, 1816 г.


Принцип устройства кницы с двумя встроенными бесшкивными кипами (смотри в чертежах), проводки нирала кливера и кливер-галса подробно описаны в главах посвященных парусам и их такелажу.
Для изготовления кницы потребовались две заготовки из хорошо высушенной лиственницы размером 250х150х30 мм (1 шт.) и 500х100х10 мм (1 шт.) соответственно. Выкройки были приготовлены заранее через компьютерную печать. Работал электролобзиком, после выпиловки, все детали хорошенько зашкурил и приготовил к склейке. Клеил все на смоле, вначале одну сторону, потом другую. После достаточной выдержки (сутки) снял струбцины и убрал все излишки смолы, поправил шкуркой неровности на углах и стыках. После обработки, пропитал изделие в два приема горячей смолой. Правильнее будет сказать, что смола была слегка подогретая, а вот кницу я ставил в духовку и медленно нагревал до температуры, позволяющей держать ее в руках. На подготовленную таким образом поверхность, теплая смола ложится как вода на губку - проникновение в поры дерева заметно глубже. После отвердения первого слоя, нанес второй, только без подогрева, таким образом все поверхности дерева были надежно законсервированы смолой с отвердителем. Щеки кипов, для повышения прочности, со своих внешних сторон дополнительно покрываются бронзовыми пластинами, повторяющими обводы щек. Крепление - расклепанные нагели. Сама же кница, помимо крепления к бушприту на смоле, дополнительно притянута к нему двумя расклепанными нагелями.

Наметки гюйс-штока
На торец кницы, ставим кованые наметки для постановки и удержания в заданном положении гюйс-штока. Верхняя из них - накладная, т.е. обнимает головку кницы, нижняя имеет сквозное отверстие для установки пятки штока, крепится она непосредственно в торец кницы.


Написать Автору


<< назад

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск