Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна


<< назад

Корпус. Конструкция Стапеля.
(фрагменты рукописи "Проект Ботик Петра I "Св.Николай", © А.Бойцов, Томск, 2005-2013 гг.,)


За окном долгожданная весна, которая и принесла с собой не менее долгожданные мысли о подготовке стапельных работ. Сейчас я постараюсь детально описать (а кое-что и представить графически) конструкцию стапеля, на котором и будет производиться сборка корпуса Ботика. Сразу оговорюсь,- это не есть мой в чистом виде «велосипед», основа конструкции, принципы вспомогательных креплений, запали в голову после просмотра кадров фильма о стапельных работах на строительстве копии Ботика на Охтинской верфи. Имеет ли смыл придумывать нечто, если увиденная конструкция вполне удовлетворила все мои запросы.

Метод сборки выбран «килем вверх», отсюда вытекает постановка и размещение всех узлов стапеля. Площадка под размещение эллинга со стапелем внутри, на которую меня «допустил» мой старый товарищ, находится на территории его частного подворья. Одной (длинной) стороной каркас навеса будет примыкать к кирпичной стене его же, большого гаража.

Планируемые размеры эллинга – 8 х 4 метра. На предварительно спланированную и утрамбованную земляную площадку будет уложен брус, так называемая обвязка. Вся зарезанная на себя рама, укладывается на подложки, выполненные из того же бруса. Излишне добавлять, что платформа выставляется в горизонте по уровню. Выглядеть это будет следующим образом:

 



Следующим шагом будет разметка центрального бруса под постановку стоек, предназначенных для утверждения шпангоутов на своих местах – как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной.

Для этого струной отбивается линия ДП вдоль среднего бруса и на нее, с чертежа, сносится линия носовой плоскости мидель-шпангоута. Она является базовой и от нее, в дальнейшем, будут взяты все расстояния для постановки всех стоек для всех шпангоутов. По окончании разметки будут установлены стойки по обе стороны от центрального бруса.





Крепление к брусу (в низу) выполнено двумя болтами, что обеспечивает устойчивое положение в вертикальном положении в диаметральной плоскости. На одну из двух стоек миделя наносится горизонтальная линия, соответствующая линии КВЛ на чертеже и далее, с помощью водяного уровня, переносится на все стойки для всех шпангоутов. Каждая из стоек, в своей верхней части имеет выпил, по ширине равный толщине шпангоута (за исключением двух, толщина равна 70 мм). Напротив этого среза, в боковине стойки выбирается отверстие под постановку стягивающего болта М10 с прижимной пластиной на противоположенной стороне. Этой пластиной, с помощью болта, подтягивается плоскость шпангоута, фиксируя, тем самым, его вертикальное положение. Для точного расположения шпангоута по высоте, на внешние стороны стоек набиваются упорки, на которые опираются шергень- планки шпангоутов. Когда шпангоут установлен и выверен по плоскостям, последние дополнительно крепятся саморезами к кромкам стоек.


В завершение, дабы избежать уваливания стоек в плоскости перпендикулярной ДП, будут поставлены укосины, нижним своим концом упирающиеся в серединный брус.




Количество и размеры материалов, необходимых для работы:

  • Брус 150 х 150 х 6000 мм – 1 куб.м.
  • Плаха (обрезная) на стойки 50 х 120 х 5500 мм – 11 шт.
  • Плаха (обрезная) на шергени 30 х 120 х 5500 мм – 9 шт.
  • Плаха (обрезная) на укосины и упорки 30 х 120 х 5500 мм – 12 шт.
  • Болт д\крепления стойки D10 мм х 220 мм – 92 шт.
  • Болт д\фиксации шпангоута D10 мм х 140 мм – 46 шт.
  • Гайка М10 – 138 шт.
  • Пластина 30 х 100 х 4 мм – 46 шт.
  • Саморез \ дерево – 1000 шт.

Непосредственно постановка шпангоутов, их положение, крепеж, устройство на стапеле транца и поворотных и килевой балки, опишу здесь как продолжение. Для этого осталось всего – ничего – начать монтаж.

 

А.Бойцов, Томск, 2009-03-07




Написать Автору


<< назад

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск