Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна


<< назад

Снабжение. Канат якорный (Дректов)
(фрагменты рукописи "Проект Ботик Петра I "Св.Николай", © А.Бойцов, Томск, 2005-2015 гг.)



Смоленый пеньковый трос, диаметром в 26мм. Отведенная рабочая длина – 60 метров (новодел, расчеты автор.) Сохраняется уложенным в бухту, перехваченной короткими штертами от роспуска.
Перед креплением каната к якорному рыму, последний оплетается для обеспечения безопасности от его возможного перетирания. Делается это следующим образом:

…Обвертывают рым смоляной клетневиной; потом, вырубив из троса, толщиною соразмернаго величине рыма, несколько концев, длиною в три диаметра рыма, привязывают их к середине рыма временным бензелем и обвертывают эти концы около рыма по обе стороны бензеля, на некоторое разстояние; потом, обнеся сверх них прядь и вложив в оную драек, вертят последний около рыма, начиная от самаго бензеля. Таким образом шлаги оплетки лягут ровно и туго. Концы оплетки на обеих сторонах крепят хорошими бензелями со змейками, потом распускают и осмаливают. На концах средней четверти рыма кладут еще два бензеля, подобные первым, и снимают временной бензель.

«Вооружение Военных Судов», издание второе, Капитан 1 ранга К. Посьет, Санкт Петербург, Типография Морскаго Кадетскаго Корпуса. 1857г., 466 стр. + Атлас рисунков


Пеньковый трос ввязывается в рым якоря посредством традиционного якорного узла – рыбацкого штыка. (рис. внизу) Узел этот признается как самый надежный при креплении каната к рыму. Рыбацкий штык очень похож на простой штык со шлагом, отличие в том, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутрь шлага, охватывающего рым. При постановке узла необходимо прихватывать конец ходового к коренному концу дополнительными схватками (бензели), в таком случае, даже при очень сильной тяге, узел останется незатягивающимся. Перед вязкой штыка к рыму, кусок троса, что отведен под узел следует клетневать и осмолить.

…Бензеля на штык кладутся следующим образом: конец, назначенный на бензель, складывают вдвое так, чтобы одна его половина равна была двум третям другой; потом берут его кругом обеих частей каната и продевают оба конца в петлю. Нижние шлаги бензеля кладутся коротким концем, а верхние длинным, и каждый конец крепится бензельком из шкимушгара на ближайшем к нему шлаге. Бензеля эти крыжуются плетенками, концы которых связываются рифовыми узлами… Так как при образовании штыка, стренди каната расходятся, то, чтоб не дать воде проникнуть между ними, полезно тренцевать весь конец каната, составляющий штык, прямо хорошими прядями и обратно шкимушгаром, а сверх того высмаливают всю эту часть до и после обделки штыка.

«Вооружение Военных Судов», издание второе, Капитан 1 ранга К. Посьет, Санкт Петербург, Типография Морскаго Кадетскаго Корпуса. 1857г., 466 стр. + Атлас рисунков

Последнее, что следует выполнить в работе с якорным канатом – это предохранить от быстрого износа ту его часть, которая явно будет волочится по дну при отдаче якоря. Корабельные якорные канаты клетневались и смолились на 15-20 саженях от рыма, якорный канат Бота оклетневан на 15 метрах своей длины.



Написать Автору


<< назад

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск