Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

<< назад

Снабжение. Весло
(фрагменты рукописи "Проект Ботик Петра I "Св.Николай", © А.Бойцов, Томск, 2005-2015 гг.)



Валек (1), кожаная манжета (6), веретено (2), лопасть (5), заплечики лопасти (3), гребень лапки (4) – части составляющие общую длину весла.

Весло - шест с лопастью на конце, используемый для приведения в движение судна силой экипажа
«Словарь Морских терминов», В.Н.Белоозеров, Москва, 1998,2001 г

Весло - ...гребло, гребок, гребь; шест с лопастью, для гребли на воде;...Хорошее гребное весло состоит из nepа, лопасти, валька (детки) и рукоятки (пальца, хватки);...На веслах плывут или идут...Приказные слова гребцам: Весла бери! Весла на воду! Шабаш! Суши весла! подыми стойком, знак почета кому...Двухвесельный, шестивесельный и пр. определяют число весел гребного судна... Весельщик, весляр стар. веслотес, -тесец, кто делает весла. Весельная, веслярня ж. мастерская, где делают весла.
«Толковый словарь живаго Великорусскаго языка», второе издание, исправленное и значительно умноженное по рукописи автора, В.И.Даль, издание книгопродавца-типографа М.О.Вольфа, С.-Петербург, Гостиный двор,1880 г.;

Чтобы обеспечить возможность смены хода Бота с паруса на греблю, последний был снабжен четырьмя распашными веслами. Для успешной гребли, по обеим бортам в шахматном порядке, поверх планширя, в районе второй, третьей, четвертой и пятой банок, были поставлены четыре шкармы – съемные вертикальные кованые штыревые уключины. Крайняя правая в корму (загребная), располагалась под съемным чаком у начала правого шпигеля (однако во время очередных реставрационных работ, вкладыш фальшборта был заделан намертво, более того – была убрана деревянная наделка под шкарму – остался лишь след). Основой уключин служат четырехугольные пирамидальные подушки - наделки, выполненные из дерева (лучший материал здесь – дуб, я применил лиственницу). Крепление весла осуществлялось с помощью стропки с огоном, накинутой сверх кожаной манжеты весла, огон же ложился на шкарму. Учитывая достаточно большой вес Бота, можно предположить, что гребля осуществлялась по два человека на весло. С другой стороны – экипаж в таком случае, составил бы как минимум 9 человек, что много, учитывая размерения судна. Как бы там ни было, при расчетах и последующем изготовлении весла, я постарался учесть такие предположения. Это напрямую касается распределения частей весла по длине, и в первую очередь конечно – длины валька. Выполнить его несколько короче полуширины Бота, как это принято для обычных весел, было бы неверно (на случай парной гребли валек оказался бы просто коротким). Точно так же, нельзя было сильно удлинять валек, в силу того, что короткая забортная часть тоже не годится, сыграть же ее длиной я просто не мог – общая длина весла фиксированная, она показана и снята мной с обмерного чертежа. Исходя из этого, сложилась такая картина: два средних (3 и 4-ая банки) весла имеют одинаковые распределения частей по их длине, с одинаковой длиной валька (1100мм), несколько переваливающей за ДП (115мм) корпуса и равными же забортными частями (2680мм). Загребное (5-ая банка) и баковое (2-ая банка), немного отличаются длинами вальковой (также за ДП) и забортной части, при одной и той же общей длине весла.
О какой либо балансировке весел говорить не приходится – забортная часть слишком доминирует по весу, утолщать же диаметр валька или заливать свинец в рукояти я отказался чтобы не противить оригиналу.

Размерения:
Конструктивная длина – 3780мм (равно оригиналу), длина лопасти – 1080мм (равно оригиналу), длина лопасти от заплечиков – 775мм (новодел, расчеты автор.), ширина лопасти на крайнем конце – 140мм (новодел, расчеты автор., ориг.- 135мм), ширина лопасти у заплечиков – 120мм (новодел, расчеты автор.), диаметр рукояти – 44мм (равно оригиналу), самый больший диаметр (переход от валька к веретену) – 70мм (равно оригиналу), диаметр у начала лопасти – 50мм (новодел, расчеты автор.).

Длина шкармы (штыревая уключина) полная – 180мм (новодел, расчеты автор.), длина ножки – 100мм, головки – 80мм, диаметр ножки – 18мм (новодел, расчеты автор.), диаметр головки в основании – 30мм (новодел, расчеты автор.), в вершине – 18 мм (новодел, расчеты автор.), диаметр стяжки у вершины – 16мм (новодел, расчеты автор.).

Полная длина подушки (наделка деревянная) – 300мм (новодел, расчеты автор.), в вершине – 190мм (новодел, расчеты автор.), ширина в основании – 100мм (новодел, расчеты автор.), ширина в вершине – 80мм (новодел, расчеты автор.), на длине 150мм, по центральной оси сквозная выборка диаметром 18мм (новодел, расчеты автор.).

Кожаная манжета. Длина – 360мм (новодел, расчеты автор.), ширина в перекрой, толщина – 5-6мм.

Изготовление
И то ремесло, кто умеет сделать весло…
… Не худое ремесло, кто умеет сделать и весло…
«Толковый словарь живаго Великорусскаго языка», второе издание, исправленное и значительно умноженное по рукописи автора, В.И.Даль, издание книгопродавца-типографа М.О.Вольфа, С.-Петербург, Гостиный двор,1880 г.;

Прежде всего, хотелось бы отметить, что материал на заготовки для весел я «выкроил» из плах, отведенных на изготовление футоксов шпангоутов. То есть. Это была сосна, хорошо просушенная, без малейшего сучка. Конечно, предпочтительней было бы использовать к примеру дерево ясеня, но Сибирь-мать не народила таковых. В ход пошли те плахи, у которых при сушке, по сердцевине наметились малые трещинки, кроить из них футоксы было нельзя, а вот вырезать продольные бруски – заготовки было можно. Что я и сделал. В результате у меня появились хорошие резки толщиной в 35мм, шириной от 75 до 80мм, при длине от 2600 до 2800мм. Предстояло набрать необходимую длину (3780мм) и толщину (70мм). Длину устроил с помощью усовой склейки, при этом постарался не обойти правило таких склеек – длина шва должна быть не меньше 10 толщин склеиваемых частей. Торцовочника у меня в наличии нет, поэтому пришлось обходиться ручной ножовкой. Бруски накладывал один на другой в той части, где предстояло сделать рез, затягивал их вместе струбцинами, и резал заодно обе части. Если с первого раза не получается чисто, то «грешки» легко правятся торцовочной ножовкой (разгонка шва), предварительно затянув место стыка опять же струбцинами. Когда по длине заготовки были подогнаны, приступил к склейке по толщине. Заготовки в 35мм четко давали расчетную толщину весла в самом его большем диаметре. Усовые соединения были разнесены в разные концы, смола приготовлена, оставалось только нанести ее , соединить обе половины и закрепить склейку F – струбцинами. Что и было проделано без каких либо приключений.
После того, как смола схватилась и окрепла, снял весь крепеж и приступил к разметке. Для этого, на каждой из четырех граней, отбил ниткой центральные оси и разбил всю заготовку, начиная от рукояти, на отрезки в 100мм. Затем перенес диаметры с компа на дерево с таким же шагом. На двух противоположенных гранях свел полученные точки в кривые линии, что обрело картину конусообразного подобия копья с острым концом в месте расположения будущей лопасти. Впоследствии, на лопасти, эти линии станут верхушками гребня, проходящего по всей длине лопасти, а она, в свою очередь, примет форму двухсторонней гусиной лапки. А пока предстояло согнать толщину заготовки по этим кривым. Заготовка длинная и тяжелая, в тиски зажать может быть и можно, но не очень все это удобно и сноровисто, поэтому я предпочел воспользоваться струбцинами и притянул ее прямо к верстаку. Строгал обычным деревянным рубанком, строгать пришлось много и долго, поэтому тяжелые металлические рубанки здесь не к месту, пробовать же электрорубанок при наличии за дверью соседей, как то не очень удобно. Итак, клинообразную форму я получил после вечера работы. Отступив от конца лопасти расчетную длину в 1080мм, сделал риску и приступил к разбивке диаметров на двух других гранях весла. Они так же были перенесены с компьютерного чертежа с шагом в 100мм. При соединении точек, получил еще две дуги, очерчивающие границы толщины веретена с вальком. Лишнее было убрано рубанком и подправлено рашпилем. Следующим шагом предстояло доклеить недостающие крылья лопасти. Заготовка у меня имела толщину 70мм, следовательно, учтя общую ширину лопасти у крайнего ее конца в 140мм, надо было добрать с двух сторон еще по 35мм. Я поставил в склейку две заготовки длиной в 1080мм, при ширине 40 и толщине 35мм (из обрезков тех же сосновых плах). После выдержки, в горизонте, рубанком вывел их толщины соответственно толщине клина, который вывел в самом начале. Затем, на обеих боковых гранях лопасти, отбил центральные оси и проставил расчетные толщины будущей лопасти. Только после этого приступил к формированию гребка как гусиной лапки. Инструмент в этом деле один – рашпиль, без спешки, аккуратно начал сводить плоскости по обе стороны от гребня к намеченным линиям по кромкам лопасти, так шаг за шагом, получил то что хотел по обе стороны весла.
Оставалась последняя операция – скруглить веретено и валек до усеченного цилиндра. Решил не искушать судьбу, отодвинул леность и кропотливо перенес на все четыре грани риски восьмигранника. Соединил полученные точки и получил четкие границы лишнего дерева. Не спеша все убрал и начал помалу круглить веретено рубанком. Работу заканчивал опять таки рашпилем, снимая последние остатки неровностей. Так и народилось весло. Лопасть продрал вначале крупной шкуркой, затем затер все шлифмашинкой. Веретено с вальком чистил вручную – от крупного к мелкому зерну. И последнее, что было сделано, в обход оригинальных, свои лопасти я покрыл стеклотканью на смоле. Оставалась пропитка и покраска.

Оснастка:
Манжета кожаная; Шкарма (вертикальная кованая штыревая уключина); Подушка шкармы (наделка деревянная); Стропка с огоном;

Манжета кожаная
Выделанный кусок бычьей кожи, вымоченный перед постановкой в холодной воде в течении одного часа. Ставится серединной частью на место перехода от валька к веретену, предохраняя тем самым как само тело весла, так и грани планширя при гребле. Кусок оборачивается вокруг весла с перекроем кромки одна на другую. Крепеж – медные гвозди.

Стропка с огоном
Служит для крепления весла в месте его соединения со шкармой. Огоном ложится на уключину, на манжету положен шлаг, перехваченный бензелем у основания. 14 мм-вый пеньковый тросовой свивки, бельный конец (новодел, расчеты автор.).

Шкарма
Съемная штыревая уключина, металлическая, точеная. Обеспечивает постановку и удержание весла во время гребли. Ставится на подушку, проходит сквозь нее, сквозь толщину планширя своей ножкой, которая имеет сквозное отверстие на уровне нижней кромки планширя для постановки стопора. Головка представляет собой усеченный цилиндр с конусностью к вершине, в верху форма как бы перетянута с последующим расширением к окончанию.

Подушка шкармы
Деревянная наделка, выполненная из лиственницы. Имеет пирамидальную форму, суживаясь кверху. В центре, по осям – сквозная выборка для прохода ножки шкармы. Ставится непосредственно на планширь


Написать Автору



<< назад

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск