Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна


<< назад


Дельные вещи.
Гаки, рымы (баковый, кормовой, бортовые)

Использована литература :
1. "Вооружение Военных Судов",
издание второе, Капитан 1 ранга К. Посьет, Санкт Петербург, Типография Морскаго Кадетскаго Корпуса. 1857г., 466 стр. + Атлас рисунков;
(
использованы стр. 76, лексика и грамматика оригинала оставлены без изменений, А.Б.)
2.
"Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля",
А.Я.Глотов, С.-Петербургская морская типография, 1816 г.;
(использованы стр. 24 (изд.94г.), лексика и грамматика оригинала оставлены без изменений, А.Б.)


Гаки

"…Гаки употребляются простые, вертлюжные, повернутые, складные и путенсовые, или путенс-гаки.
Различным величинам их присвоены нумера; причем простые гаки чем меньше, тем высший имеют нумер, а путенс-гаки на оборот: чем меньше, чем меньше, тем и меньший имеют нумер. В штате 1840 года показаны подробные размерения простых, от гака №1-го до гака №18-го, и путенс-гаков, от №9-го до №1-го. Прочих родов гаки делаются величиною соответственно замененным ими простым гакам.
Главное условие, которое должно быть исполнено в каждом гаке, состоит в том, чтоб вертикальная линия, проходящая через плоскость его обуха, проходила в то же время и через середину круглой части гака. Это необходимо для того, чтобы сила тяги, или подъема, действовала на гак прямо, без момента, для котораго крепость гака не разсчитывается, и который произойдет, если тяжесть, на которую заложен гак, действует по одной вертикальной линии, а снасть или тали, по другой.
Простой гак употребляется во всех обыкновенных случаях…"

"Вооружение Военных Судов",
издание второе, Капитан 1 ранга К. Посьет, Санкт Петербург, Типография Морскаго Кадетскаго Корпуса. 1857г., 466 стр. + Атлас рисунков;

Гаки выполнены ручной ковкой по размерам, в соответствии с представленным чертежом. Основное правило, о котором упоминает г-н Посьет в своем труде, выдержано (правды ради, надо заметить - с небольшим припуском). Кроме этого, при расчете гака, отдельное внимание было уделено ширине кольца его обуха. Его необходимо выполнить таким размером, чтобы не мешал при вращении на оси скобы оковки блока, и не цеплялся за вершину самого блока. В остальном же исполнении - это дело рук хорошего кузнеца, с которым (я повторяюсь) мне повезло. Все было выполнено, так как я и просил.

"… Кольцо, имеющие бока круглые, называется рым…"

"Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля",
А.Я.Глотов, С.-Петербургская морская типография, 1816 г.;

Рымы

В штевни Бота вбиты два крупных рыма, служащие для крепления фалиня. За баковый рым, кроме этого, закладывают якорный канат. Выполнены они также коваными. При изготовлении, я просил кузнеца, чтобы он выполнил на остром конце и зазубрины, служащие для уверенного удержания рыма на поставленном месте. Размеры приводить не буду, они есть в чертежах. Подобным образом (нога с засечкой) выполнены и рымы, поставленные по внутренней толщине планширя, против второй и четвертой банки обеих бортов. Это место постановок пушечных станков, которые имеют на своих плитах по одному обуху с каждой стороны для основы брюка, который гаками заводили за бортовые рымы. Рымы также поставлены и у первой (мачтовой) банки, - их назначение крепление снастей.
Защиту пока никакую не делал, но вернусь к этому. Варианты разные и много. Как сделаю, расскажу как сделал.



Написать Автору



<< назад

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск