Rambler's Top100
Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна


<< назад
| вперед стр. 2 >>


ОПИСАНИЯ
произведенных ремонтных и реставрационных работ
( 1688, 1722, 1836, 1872, 1966, 1997 гг.)

БОТИК ПЕТРА I "СВ.НИКОЛАЙ"
(подлинное судно)



Прославленный ботик - "Дедушка русского флота" - был изготовлен в Англии и доставлен в Россию в 1640-х гг. [1]. Он хранился в селе Измайлово до мая 1688 г., когда молодой царь Пeтр I обнаружил ботик среди вещей своего двоюродного деда боярина Н. И. Романова. К этому времени судно находилось в России уже более 40 лет и потому требовало ремонта. Починил бот, изготовил для него новую мачту и паруса голландец Карстен Брант. Бесспорно, что в это время на ботике должны были находиться шверцы (приспособления для улучшения мореходности в виде щитов, установленных по бортам судна). Впоследствии шверцы были утрачены, что сильно исказило первоначальный вид ботика.
После того как в июле 1688 г. Пeтр I уехал на Плещеево озеро, бот до 1701 г. хранился в Измайлове. Затем по повелению царя его перевезли в Московский Кремль, где бот два десятилетия простоял под навесом, мало защищавшим от непогоды.
В конце января 1722 г. в Москве прошла пышная манифестация, посвящённая заключению Ништадтского мира. Бот, как символ прославившегося в Северной войне молодого русского флота, был выставлен в центре Кремля на всеобщее обозрение.
После празднеств в Москве и перед отправкой ботика в Санкт-Петербург (в 1722 или в самом начале 1723 г.) по распоряжению Петра I корабельный подмастерье Филипп Петрович Пальчиков провел второй ремонт ботика. В ходе работ днище ботика для лучшей сохранности обтянули медными листами и побелили, была подновлена окраска, возможно, заменены мачта и руль. Об объеме ремонтных работ можно судить по докладу Пальчикова Петру I с собственноручными резолюциями императора [2]. В мае 1723 г. бот по приказанию Петра I был доставлен в Санкт-Петербург. Здесь на бот установили три 1/3-фунтовые (19-мм) чугунные пушечки с вензелем А. Д. Меншикова, предположительно подаренные им Петру Алексеевичу.
11 августа 1723 г. состоялся знаменитый морской парад, на котором Балтийский флот чествовал своего "деда", а 30 августа того же года ботик установили на больверке Государева бастиона Петропавловской крепости. Там он находился до постройки подле Петропавловского собора "Ботного домика" (1765 г.), покрытый лишь куском промасленной паруси- ны. Бесспорно, такое хранение ботика в течение более 40 лет привело к значительным разрушениям из-за гниения дерева и коррозии кованых деталей.
Новый документально засвидетельствованный ремонт ботика [3] был осуществлен в 1836 г. по распоряжению императора Николая I подполковником Корпуса корабельных инженеров Иваном Афанасьевичем Амосовым для морского парада, как бы повторявшего парад Балтийского флота 1723 г. Амосов произвел тимберовку ботика, то есть замену его наружной обшивки. Видимо, тогда же с ботика были сняты конструкции крепления шверцев и тяги вант-путенсов, замененные кованными наметками, крепящимися к планширю. Об этом говорит выбитый на них адмиралтейский якорь - клеймо Адмиралтейских Ижорских заводов первой половины XIX в. Тогда же, видимо, были заменены сильно корродировавшие кованные утки для крепления бегущего такелажа, на которых ныне тоже стоят клейма в виде якоря. Быть может, в это же время убрали четвертую шкарму (уключину) у начала "шпигеля" (фальшборта) по правому борту. В таком состоянии, после проделанного И. А. Амосовым ремонта, ботик находился до 19 января 1871 г., когда генерал-адмиралом Великим Князем Константином Николаевичем было принято решение о его экспонировании на Московской политехнической выставке 1872 г., посвященной 200-летию со дня рождения Императора Петра Великого [4].
Руководителем работ был назначен председатель Кораблестроительного отделения Морского технического комитета генерал-лейтенант Корпуса корабельных инженеров Иван Сергеевич Дмитриев. Непосредственным исполнителями работ стали поручик Корпуса корабельных инженеров шлюпочный мастер Крюков и восемь рабочих [5]. Проведенный Крюковым наружный осмотр ботика показал, что "некоторые кницы следует закрепить новыми винтами, переменить несколько палубных досок (банок), сломанную уключину заменить новой, местами переменить планширь" [6]. Все эти работы были выполнены. После осмотра ботика И. С. Дмитриевым тот признал, что судно не требует более каких-либо исправлений, за исключением окраски. Но в связи с разработанным церемониалом доставки ботика на выставку, предполагавшим спуск его на воду Москвы - реки [7], Дмитриев предложил, сняв всю медную обшивку, тщательно осмотреть подводную часть ботика, при необходимости заменить негодные доски обшивки и, проконопатив пазы, не обшивать подводную часть медью во избежание появления на обшивных досках трещин [8]. Фактически эти рекомендации полностью выполнены не были. Во время ремонта ботика ему заменили киль [9], сделали заделки в кормовой части обшивки (что обнаружено при его осмотре в 1996 г.) и заново обшили новыми медными листами, на которых ныне просматривается клеймо Адмиралтейского завода и дата 1871 г. Таким образом, медная обшивка ботика, впервые установленная в 1722 г., вопреки рекомендации Дмитриева, была возобновлена.
1 сентября 1872 г. ботик вернулся в Петропавловскую крепость, где простоял до 1928 г., когда его перевезли в Петергоф и поместили в Птичий вольер около дворца Монплезир. Условия хранения здесь были неудовлетворительными, поскольку не отапливаемый павильон находился на уровне земли, в связи с чем ботик подвергался влиянию сырости. Решением Ленинградского Совета депутатов трудящихся за N'21 от 29.08.1940 г. ботик передается Центральному военно-морскому музею и 3 сентября перевозится в музей на грузовом автомобиле. При поступлении в ЦВММ обнаружилось, что из шести нижних юферсов с наметками вант-путенсов сохранился только один. Остальные были заменены латунными наметками без юферсов, и в таком виде ботик экспонировался с момента открытия музея в здании Фондовой биржи 6 февраля 1941 г.
С началом Великой Отечественной войны, в июле 1941 г., ботик без специальной упаковки на барже был отправлен в г. Ульяновск, где он находился до марта 1946 г., когда вернулся в Ленинград по железной дороге. После возвращения в музей на ботике поставили на место мачту, и его установили в экспозиции в том же виде, в каком он был принят от Петергофского музея. Утраты отдельных деталей во время эвакуации не были зафиксированы. В начале 1966 г. хранитель корабельного фонда М. А. Гладких и старший реставратор моделей кораблей А. Л. Ларионов провели осмотр ботика, и было принято решение о необходимости его реставрации.
К ноябрю 1966 г. реставрационные работы на ботике были закончены реставраторами А. Л. Ларионовым и И.Я.Касьяненко. Был установлен на место гюйсшток, изготовлены шесть железных наметок бортовых вантпутенсов и к ним выточено шесть юферсов с металлической оковкой по одному сохранившемуся образцу. Заведены шесть новых талрепов вант и талреп штага из специально обработанного тонкого смоляного троса. Изготовлены недостающие чеки на пушечные станки. Поскольку на ботике стоял станок без орудийного ствола, отличавшийся от первоначальной конструкции (видимо, сделанный во время одного из предыдущих ремонтов ботика), то для него из пруткового железа был выточен муляж пушки, по образцу пушки N'1 из сохранившихся подлинных. Тогда же была проведена промывка наружных бортов ботика эмульсией по рецептуре, применяемой при промывке произведений живописи [10]. Однако эта реставрация лишь восстановила утерянные части ботика (кроме шверцев и парусов).
Многочисленные исследования, проведенные в период с 1966 по 1996 гг., показали необходимость значительной реставрации частей корпуса и различных деталей ботика, пришедших в неудовлетворительное состояние за триста с лишним лет [11]. С 18 декабря 1996 г. по 9 апреля 1997 г. ботик Петра I впервые в отечественной истории находился за пределами России. Он стал символом и центральным экспонатом фестиваля "Салют, Санкт-Петербург!", посвященного подготовке к 300-летнему юбилею города. В фестивале принимали участие около двадцати пяти учреждений и организаций культуры из С.-Петербурга и Нью-Йорка. Экспозиция располагалась в галерее "Либерти стрит" Международного финансового центра. В ходе экспонирования на договорной основе была проведена экспертиза состояния ботика методом спектроскопии и путем взятия проб. На основании экспертизы были выполнены следующие реставрационные работы: промывка бортов ботика эмульсией и сухая чистка внутренних частей бота; заполнение трещин и пустот специальным восковым составом с антисептиками; восстановление элементов деревянного резного орнамента и запись утраченных фрагментов росписи красками.
Реставрационные работы проводились специалистаим фирмы "Атлантик Челлендж Фаундейшн" прямо в экспозиции, что превратило их в своеобразное шоу для посетителей. Реставрация 1997 г. является шестой (после ремонтов 1688, 1722, 1836, 1872 и 1966 гг.) за три с половиной века существования ботика в России.

Старший научный сотрудник отдела фондов А. Л. Ларионов,
Младший научный сотрудник НЭО С. Ю. Курносов,
22.10.1997 г
.


РЕМОНТЫ БОТИКА
 

За три с половиной века существования ботик Петра I ремонтировался несколько раз. Первый из известных нам ремонтов был произведен, как уже отмечалось, в 1688 году Брандтом. Следующий - в 1722 перед отправкой судна из Москвы в Петербург. Тогда корабельный подмастерье Пальчиков обтянул его днище запаянными листами красной меди, подправил окраску корпуса и изготовил запасные мачту и бушприт. Примерно в то же время на ботике появилось вооружение - три пушечки калибром всего 1/3 артиллерийского фунта (19 мм)[24]. (С. 83-84)

В следующий раз ремонт производился перед перевозкой ботика в Москву в 1872 году. Неумелое, недостаточно бережное хранение деревянного судна, особенно в конце XVII - первой половине XVIII века, не прошло бесследно: ботик нуждался в серьезной реставрации. Полного перечня произведенных тогда работ не сохранилось, за исключением сведений о замене прогнившего киля и окраске корпуса с подновлением росписи резного декора. Проведенный уже в 1960-1970-х годах специалистами Центрального Военно-морского музея детальный осмотр ботика показал, что, кроме киля, в 1871-1872 годах была заменена и медная обшивка днища: на многих ее листах обнаружены клейма Адмиралтейского Ижорского завода - «АИЗ», на одном еще и год прокатки - «1871». Фирменные знаки того же завода в виде стилизованного якоря найдены и на всех кованых утках для бегучего такелажа. Вероятно, тогда же взамен поврежденных дубовых установили три новые сосновые банки для гребцов, а также поставили на сурик в кормовой части днища заделки из тонких сосновых дощечек, гак как предполагался спуск ботика на воду. (С. 84-85)

Вследствие перемещений и небрежного хранения многое из того, что находилось на ботике после восстановительных работ 1688 года. оказалось утраченным, в частности, шверцы - бортовые кили, без которых судно не могло ходить под парусами, значительная часть рангоута и такелажа, паруса. В связи с этим в 1974-1975 годах один из авторов настоящей статьи, А. Л. Ларионов, при участии художника-мариниста Е. В. Войшвилло провел исследования для того, чтобы восстановить исторический облик ботика Петра Великого. В журнале «Судостроение» были опубликованы чертежи, по которым стало возможно воссоздать облик судна 1688 года.


[24] Подробнее см.: Стрелов А. Пушки «дедушки русского флота» (о ботике Петра I) //Морской сборник, 1988.,№12.С.75-77

«Ботик Петра Великого и его модель-реконструкция», А. Л. Ларионов, Е. П. Перовский, С. И. Афанасьев., Труды Государственного Музея историиСанкт-Петербурга. Вып. 2. СПб., 1997. С. 78-87., Фрагмент: Стр.82-85, © Редакция, сетевая версия – Славнитский Н.;







<< назад | вперед стр. 2 >>

Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск