Rambler's Top100
Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна


Карстен Брандт (Cаrsten Brandt)

<< назад | вперед >>

Брандт Карстен (голл. Cаrsten Brandt) — голланд. плотник, корабельных дел мастер. Ещё в царствование Алексея Михайловича было задумано построить на Руси хотя бы 1 корабль и спустить его на воду в Астрахани. Для этой цели из Голландии были приглашены корабельные мастера. Построенный и спущенный со стапелей в Астрахани первый русский корабль (под названием «Орёл») был сожжён прямо у пирса (1670) по приказу С. Разина. Мастера разбежались по разным городам России, а Б. оказался в Москве, перебиваясь время от времени мелкими столярными и плотницкими работами. Как - то Пётр, от нечего делать, гуляя по амбарам на Льняном дворе в с. Измайлово, наткнулся на старинные вещи, принадлежавшие двоюродному брату царя Михаила Фёдоровича — Н. И. Романову, собиравшему различные занимательные коллекции. Молодой царь увидел иностранное судёнышко и спросил о нём у своего друга из Немецкой слободы — Ф. Тиммермана. Тот ответил, что это бот с какого- то англ. корабля, который, в отличие от рус. ладей, может ходить под парусом не только по ветру, но и против ветра. Пётр спросил: есть ли поблизости человек, который сумел бы починить бот и показать ему его ход? Тиммерман ответил положительно и вскоре привёл к Петру Брандта. Тот, по просьбе молодого рус. государя, быстро починил бот, приделал к нему мачту, поставил парус и в присутствии Петра продолжительное время лавировал на судне по р. Яуза. Царь был поражён таким искусством и сам несколько раз вместе с Брандтом повторял эти манёвры, но не всегда удачно: бот с трудом поворачивался и упирался в берега, потому что русло речки было слишком узко. Тогда Пётр приказал перевезти бот на Просяной пруд в Измайлове, но и там плавать оказалось не совсем удобно. Узнав, что озеро под Переяславлем - Залесским будет для его цели подходящим (его береговая линия составляла около 30 вёрст, а глубина достигала 6 саженей), Пётр отпросился у матери на богомолье в Троице-Сергиеву лавру и съездил в Переяславль. Он осмотрел Плещеево озеро, и оно ему очень понравилось. По возвращении в Москву он упросил мать отпустить его в Переяславль для постройки судов. Царица не смогла отказать горячо любимому сыну, хотя сильно опасалась за его жизнь. Пётр вместе с Брандтом заложил верфь в устье р. Трубеж, впадающей в Плещеево озеро, положив тем самым начало рус. кораблестроению. В 1700 Б. советовал Петру закупить корабельные пушки в Ругодиве (Нарве). Дальнейшая судьба Брандта неизвестна.

 

«Славянская энциклопедия. XVII век»,

В. Богуславский, М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

 

 

***

 

— лицо, замечательное в истории русского флота; голландский уроженец, приехал в Россию в 1669 г. в качестве корабельного подмастерья на корабле "Орел", построенном по повелению царя Алексея Михайловича, в селе Деднове, или Дединове, собственно для Каспийского моря. На этом корабле Брандт служил с мая 1669 г. в продолжение целого года и готовился идти на нем в море, когда внезапное нападение на Астрахань Стеньки Разина заставило его бежать из этого города, где тогда находился корабль, и поселиться в Москве. Здесь он более 20 лет содержал себя плотничною работою. В 1691 Петр Великий случайно нашел ботик, послуживший основанием русскому флоту. Брандт был призван для починки ботика, научил юного царя управлять им и сделался, таким образом, первым наставником Петра Великого в морском деле. После этого он построил для царя на Москве реке яхту, в 1692 г. на Переяславском озере два фрегата и три яхты, а в 1693 г. умер в преклонных летах. (Брокгауз) Брандт, Карстен голландец, исправил бот Петра I, послуживший основанию русского флота; † 1693 г. (Половцов)

 

© 2006, «Biografija.ru»

 




<< назад
| вперед >>
Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск