|
[ главная | все статьи] |
Об истории празднеств в акватории Невы Водное пространство Санкт-Петербурга практически с самого момента основания города стало неотъемлемой частью его повседневной жизни. Поэтому неудивительно, что река Нева неоднократно становилась местом праздничных торжеств, причем само открытие навигации по Неве на протяжении XVIII-XIX столетий ежегодно сопровождалось тожественной церемонией. Праздничная церемония, посвященная дню рождения Санкт-Петербурга, впервые состоялась 16 мая 1803 г., в день его 100-летия. В этих торжествах, среди ряда других мероприятий, принимал непосредственное участие и «дедушка русского флота» - Ботик Петра Великого, хранившийся в то время в Санкт-Петербургской крепости, в специально выстроенном для него здании. В юбилейный день он на 100-пушечном корабле «Гавриил» был доставлен к памятнику Петру I и находился там во время парада войск гвардии и молебствия в Исаакиевском соборе. Здесь хотелось бы отметить, что первым крупным морским празднеством в акватории Невы стало прибытие этого Ботика в Санкт-Петербург в мае 1723 г. Следующим крупным общегородским празднеством, сопровождавшимся парадом в акватории Невы, стал 200-летний юбилей основателя города, Петра Великого, праздновавшийся 30 мая 1872 г. В составленной программе снова указывалась желательность участия в данном мероприятии Ботика Петра Великого, однако он отправился в Москву на Политехническую выставку. Торжественная церемония отправления Ботика Петра Великого в Москву состоялась 28 мая 1872 г. Она носила официальный характер – к Ботному домику, возле которого был поставлен почетный караул (причем два часовых от лейб-гвардии Преображенского и лейб-гвардии Семеновского полков были в форме своих полков петровского времени), прибыл генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич, являвшийся главой военно-морских сил России, и официально известил коменданта крепости Н.Д. Корсакова, что он прислан с членами адмиралтейств - совета, по высочайшей воле, принять Ботик императора Петра I, для отправления на московскую политехническую выставку (причем коменданту была отдана расписка в получении судна). После этого Ботик был перенесен на Невскую пристань и поставлен на приготовленную для него баржу, которую взял на буксир катер генерал - адмирала, после чего началось торжественное следование баржи с Ботиком по Неве, мимо расставленных по реке военных судов и яхт, к памятнику Петру I на Петровской (Сенатской), вокруг которого находились в параде солдаты гвардейских полков. Эту процессию сопровождали катер коменданта крепости, а также катера других начальствующих лиц. На пристани возле памятника Ботик был встречен духовенством и после молебна отправился дальше на Путиловскую пристань для отправки в Москву по железной дороге. 30 мая в официальной части программы вместо Ботика участвовала верейка петровского времени, которая после молебствия в Петропавловском соборе была перевезена к Петровской площади (где состоялись молебствие возле памятника Петру I и затем воинский парад) в сопровождении ряда судов. Обозреватель газеты «Русский инвалид» писал об этом зрелище: «И без того красивая наша Нева представляла в эту минуту зрелище неописанной прелести. В два ряда, вдоль правого и левого берега, тянулась цепь паровых и парусных судов, как военных, так и частных, расцвеченных множеством пестрых флагов, во время шествия процессии, они отдавали ей честь и сопровождали музыкой. Подходя к Николаевскому мосту, суда процессии заворачивали и приставали к двум пристаням: против памятника и у Сената». Кроме того, в тот же день яхт-клубом на Неве была устроена гонка гребных судов. Большим морским парадом сопровождалось также и празднование 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга в мае 1903 г. В нем участвовали суда всех столичных яхт-клубов, количество которых значительно увеличилось к тому времени – Императорского, санкт-петербургских: «речного», «парусного», «шуваловского», «Петровского», «невского» и «гаваньского парусного общества». Вытянувшись в две линии от здания Эрмитажа, они доходили почти до Троицкого моста (всего насчитывалось 87 судов). Кроме того, в церемонии принимали участие три парохода министерства путей сообщения, два судна пограничной стражи, несколько портовых судов, а также императорская яхта «Полярная звезда», яхта наследника престола «Зарница», яхта генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича «Стрела» и пароход управляющего морским министерством «Нева». «Гвоздем» морской программы снова стала верейка петровского времени, установленная на барже. Баржу, как и в случае с Ботиком, сопровождали катера лейб-гвардии Преображенского и лейб-гвардии Семеновского полков, а также катер коменданта Санкт-Петербургской крепости генерала от инфантерии А.В. Эллиса и катера членов адмиралтейств-совета. Утром 16 мая от Домика Петра Великого эта процессия (на отдельном пароходе находились представители духовенства и икона Спасителя) направилась к крепости, со стен которой при приближении верейки (где был поднят императорский штандарт) раздался артиллерийский салют, а по второму выстрелу с крепости, начался салют со стоявших на Неве судов; после чего пароход с иконой отправился к Зимнему дворцу для участия в иконы Спасителя в крестном ходе, а баржа с верейкой и сопровождающие ее катера - к памятнику Петру Великому на Петровской (Сенатской) площади (при этом все прочие суда, расставленные по Неве, во время этого торжественного шествия оставались на своих местах. Возрождение водных торжеств на Неве в дни рождения Санкт-Петербурга относится уже к началу следующего столетия. Автор: Николай Славнитский
|
[ главная | все статьи]
Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай» |
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск |