Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

[ главная | все статьи]


« Дело и Река»: Исслед. жизни и деят-сти И.А. Милютина, Риммер, Э. П., Бородулин М. А., Упр. по делам культуры мэрии г. Череповца, Череповец. гос. ун-т, Череповец: ЧГУ, 1998. - 87с.: ил., портр.;
Фрагмент


Дело и Река
Исследование жизни и деятельности
И.А.Милютина

 

...Дело в том, что высочайшим повелением на первое сентября были назначены торжества по поводу открытия Новоладожского канала в Шлиссельбурге. Участие в них череповецких купцов и судовладельцев было обязательным, и они усердно готовились к празднеству. Наконец, стала известной и дата ухода из Кронштадта американских кораблей «Миантономо» и «Аугусты» — 3 сентября. Получалось, что первого надо быть в Шлиссельбурге, а третьего — в Кронштадте, и непременно. Это обстоятельство (т.е. сжатые сроки) беспокоило Милютина: успеть бы.
      Новоладожский канал был прорыт между южными берегами Ладожского озера и Старо-Ладожским каналом. Открытого типа, без всяких шлюзов, канал в то время являлся самым роскошным гидротехническим сооружением в России.
      В первосентябрьский день обычно малолюдный Шлиссельбург наполнился праздничной публикой. 180 судов вошли в канал. Впереди всех — три барки купца Баландина с Чусовой. Экипаж у него был одет в национальные цвета: красные рубахи с широкими белыми поясами и серые шляпы, повязанные голубыми лентами. Четвертым стояло судно Ивана Андреевича Милютина, украшенное флагами, под парусом, на котором красовался вензель Его Императорского Величества.
      Сам император появился в полдень на пароходе «Александрия» в сопровождении наследника цесаревича и великого князя Владимира Александровича. Перейдя на катер, Александр II объехал красочную флотилию и дал знак к открытию парада. Когда проходила барка Милютина, а ветер позволял идти под парусами и вензель хорошо был виден всем присутствующим, раздались звуки народного гимна — это заиграл оркестр, спрятанный на череповецком судне. Зрители подхватили мелодию, а Государь остался доволен чрезвычайно. Последним прошел хорошо сохранившийся ботик Петра I.
      Вскоре у Шлиссельбургской пароходной пристани появился музей-павильон, где поставили ботик Петра Великого, катер Александра II и лопату, которой Петр собственноручно изволил разрывать перемычку готовой части канала от Ладоги до 13-ой версты в сентябре 1724 года.

      Черепане, которых подстегивало время, успели подарить в часовню Александровской слободы при Николаевской Чесменской военной богадельне образ Св. Благоверного князя Александра Невского и поднести его величеству «хлеб-соль» и деньги на строительство домика для инвалидов. И этот жест был отмечен государем. Теперь можно было поспешить в Кронштадт... (продолж.след.)


[ главная | все статьи]

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск