|
[ главная | все статьи ] |
"Дедушка" русского флота (Авторы статьи - Ларионов А., Хромов Ю. Опубликовано: журнал "Моделист - Конструктор" №5, 1972 г.) |
А что же ботик? Петр не
забыл о "дедушке" русского флота. В Москве на праздновании по поводу мирного договора маскарадная
процессия из множества поставленных на полозья судов различной величины и формы прошла по
Кремлю под предводительством самого царя, отдавая честь ботику пушечной пальбой и музыкой.
"Дедушка" русского флота был выставлен на подножии, украшенном аллегорическими картинами.
Подобный почет воздавался ему за заслуги его доблестного потомства. Затем ботик переселился
в город на Неве. На одной из старинных гравюр изображен ботик, плывущий по Неве, Может,
об этом писал А. Толстой: "Скуластый матрос в короткой стеганой куртке и в падающих из-под
нее складками широких коричневых штанах весело взглянул на Петра Алексеевича, сунул в карман
фарфоровую трубочку и, живо перебирая руками, поднял парус. Тотчас лодка, бессильно до этого
качавшаяся, точно напрягла мускулы, накренилась, мачта, заскрипев, согнулась под крепким
ветром. Петр снял руку с поручни мостков, положил руль, и лодка скользнула, влетела на гребень
и пошла через Неву..."
11 августа 1723 года Балтийский флот на Котлинском рейде торжественно принимал своего "дедушку". 20 линейных кораблей и другие суда салютовали из всех своих орудий проходившему мимо ботику, который шел на буксире флагманских шлюпок. Команду составляли прославленные адмиралы Российского флота. Командовал ботиком генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, обязанности рулевого исполнял адмирал Петр Михайлов (Петр I), роль лотового - вице-адмирал А. Д. Меньшиков, пушкаря, отвечавшего за салюты, - обер-цейхмейстер флота Отто, на веслах сидели вице-адмиралы Сиверс и Гордон, контр-адмиралы Синявин и Сандерс. Через год ботик, поставленный на беспалубный бот, на буксире галеры был торжественно проведен вверх по Неве к Александро-Невскому монастырю и направлен потом в больверк Петропавловской крепости. Хранился ботик в крепости после смерти Петра I весьма неудовлетворительно, покрытый лишь покрашенной парусиной. Чтобы сохранить драгоценную реликвию флота, в 1761 году по проекту архитектора А. Ф. Виста в Петропавловской крепости был построен изящный павильон, получивший название "Ботного домика".
16 мая 1803 года, во время празднования основания Санкт-Петербурга, "дедушка" русского флота был поставлен на палубу 110-пушечного корабля "Гавриил". А 3 июля 1836 года ботик, водруженный на палубу военного парохода "Геркулес", вновь приветствовал на Кронштадтском рейде Балтийский флот. Не исключено, что, именно памятуя о ботике, Петр I 12 апреля 1718 года основал "Невский потешный флот", который явился, по существу, первым в мире яхт-клубом. Специальным указом царь повелел заниматься парусным спортом не только адмиралам, корабельным мастерам и врачам, но и сановникам, архиереям и даже монахам. Для этого он роздал им в вечное и потомственное владение 141 судно, запретив использовать эти суда для перевозки и каких-либо иных надобностей, "ибо сии суды даны, дабы их употребляли так, как на сухом пути кареты и коляски, а не как навозные телеги". Петр сам принимал участие в плаваниях флотилии и строго, следил за экзерцициями (тренировками). В этих учениях он видел подготовку кадров русского флота.
|
Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай» |
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск |