Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна

Экспедиция. Маршрут
Описание двух рабочих вариантов маршрута предстоящей экспедиции с участием Ботика Петра I "Св.Николай"


<<назад

Цель: - п-ов Ямал, Мангазейский морской ход, поморский волок (70° 8'17.09"С.Ш. - 70°49'25.94"В.Д.)
Стартовая точка маршрута – г. Томск, р. Томь.
Маршрут предполагает провести Бот по Томи, Оби с выходом в Обскую губу, вдоль восточного побережья Ямала добраться до п. Се-Яха, и оттуда уже будет предпринята попытка пройти мангазейским ходом к месту волока. Полная протяженность маршрута Томск – Ямальский волок составляет 3 287 км.

Маршрут экспедиции разрабатывается с учетом прохождения места волока старого поморского хода на пути в Мангазею (мангазейский морской ход). На пути следования морем с запада на восток, Ямал вставал непреступной преградой. Обойти его северным путем, вокруг северной оконечности, не представлялось возможным ввиду суровой ледовой обстановки которая главенствовала практически круглый год, следовало искать другие возможные пути прохождения в Обскую губу. И путь такой был найден. Поморские люди пробивались на восток "встречь солнцу" к вольнице с незапамятных времен. Первые упоминания о северном морском пути датируются еще 15, началом 16 веков, в крестьянских актовых записях, из коих становится очевидным, что пути на Обь - было неким обычным делом. Основываясь на этом, можно с уверенностью предположить, что ходом пользовались задолго до первых официальных упоминаний о нем.

...Известный полярный исследователь академик В.Ю. Визе... приводит рассказ пинежан (поморов) Левки Шубина и Фомки Борисова о путешествии по Мангазейскому ходу: "От пролива Югорский Шар до устья реки Мутной (Западная Се-Яха) резвого хода день да ночь. А река Мутная невелика, можно перебросить камнем. Шести-тонные кочи двигались по ней с прибылой водой и бечевой 20 дней. Затем грузы перевозили пять дней на паузках до волока. Через волок полверсты перебирались при помощи воротов в озеро, из которого вытекает река Зеленая (Се-Яха). Она меньше Мутной, по ней десять дней шли до Обской губы, по Тазовской губе до устья Таза два дня и две ночи, которую переваливали за день. От устья Таза до Тазовского города (Мангазеи) - двое суток". В 1600 году туда был послан князь Шаховской с сотней казаков. "В расстоянии одного дня пути, по ту сторону Пура - реки ненцы напали на отряд Шаховского, убили тридцать казаков, а князь Мирон ушел ранен, а с ним 60 человек казаков" (из грамоты царя Бориса Годунова князю Василию Масальскому). На второй год Масальский с отрядом в 200 казаков и стрельцов пошел на Мангазею. "А велена им в Мангазее, на Тазовском устье, поставить острог, для того, чтобы мангазейскую и енисейскую самоядь привести под государеву высокую царскую руку и ясак с них ежегодно збирать". Так в 1601 году возник острог Мангазея, а Василий Масальский и Салук Пушкин стали в нем первыми воеводами.
Патрикеев Н. "Ямал: страницы былого", 1995 г.

Сам волок представляет собой ход меж двух озер (оз.Нейто 1-е "Нгэвахыто" и оз.Ямбуто) в системе 4-х (оз.Нейто "Малто", оз. Нейто "Ерто", оз.Нейто 1-е "Нгэвахыто" и оз. Ямбуто) расположенных в серединной части Ямала.

ПОСМОТРЕТЬ ПОДРОБНО >>>

С западного побережья поднимались по реке Сеяха (Мутная река) проходили три озера по перешейкам, дальше волоком перетаскивали суда в оз. Ямбуто. Длина волока составляет, по разным источникам, от 150 до 500 метров, это еще предстоит выяснить в окончательном варианте маршрута. Работа такая ведется и она будет выполнена. Дальнейшее следование до вод Обской губы, проходило по реке восточная Се-Яха (Зеленая река) пересекая озера Сев.Тангаптюн-То и Хэн-то. В устье восточной Се-Яха, сейчас расположен небольшой поселок с одноименным названием. Этим же путем поморы и возвращались назад, с востока на запад, с выходом в пролив Мутный шар Байдарацкой губы в районе мыса Парнэсаля (поселок Мордыяха).


<<назад

Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск