Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна




<< назад в каталог

ШВЕРТБОТ „ТУРИСТ"

КиЯ №1

Чертежи доступны по сылкам: | turist | turist_bok |

ШВЕРТБОТ-ДВОЙКА «Турист», спроектированный и построенный на Экспериментальной верфи спортивного судостроения в Таллине, рассчитан на любителей водного туризма, рыболовного и охотничьего спорта. Этот швертбот можно использовать и для учебной тренировки. Для подъема и переноски швертбота к корпус прикреплены болтами пять ручек, причем носовая ручка одновременно служит и для крепления  штага, а бортовые — для крепления вант. На палубе расположены три утки для крепления такелажа, парусом поднимается при помощи грота-фала. Фал переходит через  киповую планку (или блок) на топе мачты и крепится на утке. К утке за мачтой крепят коренной конец шверт-фала.

Швертбот предназначен для плавания на внутренних водоемах — озерах, реках, больших прудах и в прибрежной полосе моря при волне не свыше 2 баллов.

Швертбот оборудован парусом, имеет два весла-гребка и усиленный транец для установки подвесного мотора мощностью  до 5 л. с.

Основные характеристики швертбота

Длина, м                      3,50

Ширина, м                   1,32

Осадка без шверта, м            0,2

»   со швертом, м        0,7

Площадь паруса, м2   4,8

Длина мачты, м          3,3       

Вес корпуса, кг           65

вооруженного швертбота, кг . 85

Корпус швертбота оборудован руле устройством, состоящим из баллера, подъемного пера руля И румпеля.      

Парус сшит из ткани марки АМ-100 (можно применять и другие парусные ткани весом 100— 150 г/м2).

Г рот шнуруется к мачте, гику и гафелю по отдельности при помощи слаблиня диаметром 4 мм, для чего в шкаторинах через 200 мм обметываются отверстия — люверсы. Три латкармана делят заднюю шкаторину примерно на четыре равные части. Латы длиной 0,5 м и сечением 40X3 мм изготовлены из ясеня.

Управление парусом осуществляется гика-шкотом, проведенным в три лопаря через два блока, один из которых крепят к гику; другой   блок и коренной конец гика-шкота крепят за швертовым колодцем.

В случае движения на веслах необходимо отсоединить бугель гика и оковку гафеля, после чего убрать парус вместе с гиком и гафелем.

Набор корпуса состоит из продольных связей: киля, форштевня, скуловых стрингеров, привальных брусьев и карленгсов. Основными деталями поперечного набора являются: транец и шпангоуты', состоящие из топтимберсов, флортимберсов, флоров, бимсов и полубимсов. Швертовый колодец в носовой части крепится к бимсу. Обшивка корпуса выполнена из фанеры толщиной на днище —  на бортах — 5, на палубе — 4 мм.

Форштевень и транец крепятся к килю при помощи соответствующих книц на болтах, шурупах и клее.

Мачта проходит через отверстие в палубе (пяртнерс) и упирается пяткой в дубовый степс, лежащий кормовым концом на флоре. В степсе сделан вырез по размеру пятки мачты (шпора) на глубину 5 Мм.

В середине швертбота имеется съемная банка, расположенная на упорах, которые закреплены к обшивке борта и на швертовом колодце.

Соединения транца с бортами усилены кормозыми подпалубными кницами. Места крепления уключин и уток также усилены подпалубными кницами. Вокруг кокпита на палубе крепится рейка, образующая комингс кокпита. Кромки листов днища и палубы,, накладывающиеся на бортовую обшивку, закрываются дубовой скуловой накладкой и буртиком.,

До транца крепят наружный киль, увеличивающийся по высоте к корме.

При использовании швертбота для обучения начинающих для увеличения звпаса плавучести рекомендуется первый шпангоут собирать на фанерной переборке либо предусмотреть воздушные ящики.

Соединение флоров, топтимберсов и бимсов производится при помощи фанерных книц. Место соединения форштевня и киля предохраняется оковкой из стали сечением 2X15 мм.

Отделку швертбота производят следующим образом. Наружные поверхности корпуса грунтуют натуральной олифой 1—2 раза, шпаклюют и окрашивают пентафталевыми эмалями 2—3 раза. После нанесения первого и второго слоев эмали поверхность шлифуют мелкой наждачной шкуркой (№ 70—120). Пентафталевую эмаль можно заменить масляными красками на натуральной олифе.

Внутреннюю поверхность корпуса, рангоут, шверт и руль грунтуют олифой 1—2 раза и покрывают масляным водостойким лаком 2—3 раза; после нанесения каждого слоя поверхность шлифуют. Внутреннюю поверхность палубы можно не лакировать и ограничиться двухкратной грунтовкой натуральной олифой.

Наиболее подходящими материалами для пост¬ройки корпуса швертбота являются сосна и ель отборного или 1 сорта (ГОСТ 8486—57). Древесину лиственных пород, кроме дуба или ясеня, применять не рекомендуется. Рангоут изготовляют из ели, так как она легче сосны.

Для обшивки корпуса, а также изготовления шверта и руля используют водостойкую фанеру марки БПС-1 (ГОСТ 102—49). Шверт и руль можно также изготовить из бакелизированной фанеры толщиной 7 мм. Влажность древесины не должна превышать 15%.
Все соединения деталей корпуса следует делать на клею (ВИАМ-БЗ или К-17) с запрессовкой шурупами или гвоздями (латунными, медными или оцинкованными).
Стальные детали должны быть оцинкованы. Оковки рекомендуется изготавливать из латуни, бронзы или нержавеющей стали.


<< назад в каталог

Использование материалов только с разрешения автора сайта
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск