Ботик Петра I "Св. Николай" Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна |
ШВЕРТБОТ „ТУРИСТ" КиЯ №1 Чертежи доступны по сылкам: | turist | turist_bok | ШВЕРТБОТ-ДВОЙКА «Турист», спроектированный и построенный на Экспериментальной верфи спортивного судостроения в Таллине, рассчитан на любителей водного туризма, рыболовного и охотничьего спорта. Этот швертбот можно использовать и для учебной тренировки. Для подъема и переноски швертбота к корпус прикреплены болтами пять ручек, причем носовая ручка одновременно служит и для крепления штага, а бортовые — для крепления вант. На палубе расположены три утки для крепления такелажа, парусом поднимается при помощи грота-фала. Фал переходит через киповую планку (или блок) на топе мачты и крепится на утке. К утке за мачтой крепят коренной конец шверт-фала. Швертбот предназначен для плавания на внутренних водоемах — озерах, реках, больших прудах и в прибрежной полосе моря при волне не свыше 2 баллов. Швертбот оборудован парусом, имеет два весла-гребка и усиленный транец для установки подвесного мотора мощностью до 5 л. с. Основные характеристики швертбота Длина, м 3,50 Ширина, м 1,32 Осадка без шверта, м 0,2 » со швертом, м 0,7 Площадь паруса, м2 4,8 Длина мачты, м 3,3 Вес корпуса, кг 65 вооруженного швертбота, кг . 85 Корпус швертбота оборудован руле устройством, состоящим из баллера, подъемного пера руля И румпеля. Парус сшит из ткани марки АМ-100 (можно применять и другие парусные ткани весом 100— 150 г/м2). Г рот шнуруется к мачте, гику и гафелю по отдельности при помощи слаблиня диаметром 4 мм, для чего в шкаторинах через 200 мм обметываются отверстия — люверсы. Три латкармана делят заднюю шкаторину примерно на четыре равные части. Латы длиной 0,5 м и сечением 40X3 мм изготовлены из ясеня. Управление парусом осуществляется гика-шкотом, проведенным в три лопаря через два блока, один из которых крепят к гику; другой блок и коренной конец гика-шкота крепят за швертовым колодцем. В случае движения на веслах необходимо отсоединить бугель гика и оковку гафеля, после чего убрать парус вместе с гиком и гафелем. Набор корпуса состоит из продольных связей: киля, форштевня, скуловых стрингеров, привальных брусьев и карленгсов. Основными деталями поперечного набора являются: транец и шпангоуты', состоящие из топтимберсов, флортимберсов, флоров, бимсов и полубимсов. Швертовый колодец в носовой части крепится к бимсу. Обшивка корпуса выполнена из фанеры толщиной на днище — на бортах — 5, на палубе — 4 мм. Форштевень и транец крепятся к килю при помощи соответствующих книц на болтах, шурупах и клее. Мачта проходит через отверстие в палубе (пяртнерс) и упирается пяткой в дубовый степс, лежащий кормовым концом на флоре. В степсе сделан вырез по размеру пятки мачты (шпора) на глубину 5 Мм. В середине швертбота имеется съемная банка, расположенная на упорах, которые закреплены к обшивке борта и на швертовом колодце. Соединения транца с бортами усилены кормозыми подпалубными кницами. Места крепления уключин и уток также усилены подпалубными кницами. Вокруг кокпита на палубе крепится рейка, образующая комингс кокпита. Кромки листов днища и палубы,, накладывающиеся на бортовую обшивку, закрываются дубовой скуловой накладкой и буртиком., До транца крепят наружный киль, увеличивающийся по высоте к корме. При использовании швертбота для обучения начинающих для увеличения звпаса плавучести рекомендуется первый шпангоут собирать на фанерной переборке либо предусмотреть воздушные ящики. Соединение флоров, топтимберсов и бимсов производится при помощи фанерных книц. Место соединения форштевня и киля предохраняется оковкой из стали сечением 2X15 мм. Отделку швертбота производят следующим образом. Наружные поверхности корпуса грунтуют натуральной олифой 1—2 раза, шпаклюют и окрашивают пентафталевыми эмалями 2—3 раза. После нанесения первого и второго слоев эмали поверхность шлифуют мелкой наждачной шкуркой (№ 70—120). Пентафталевую эмаль можно заменить масляными красками на натуральной олифе. Внутреннюю поверхность корпуса, рангоут, шверт и руль грунтуют олифой 1—2 раза и покрывают масляным водостойким лаком 2—3 раза; после нанесения каждого слоя поверхность шлифуют. Внутреннюю поверхность палубы можно не лакировать и ограничиться двухкратной грунтовкой натуральной олифой. Наиболее подходящими материалами для пост¬ройки корпуса швертбота являются сосна и ель отборного или 1 сорта (ГОСТ 8486—57). Древесину лиственных пород, кроме дуба или ясеня, применять не рекомендуется. Рангоут изготовляют из ели, так как она легче сосны. Для обшивки корпуса, а также изготовления шверта и руля используют водостойкую фанеру марки БПС-1 (ГОСТ 102—49). Шверт и руль можно также изготовить из бакелизированной фанеры толщиной 7 мм. Влажность древесины не должна превышать 15%. |
Использование материалов только с разрешения автора сайта
|