Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна




<< назад в каталог

СЕКЦИОННАЯ
ТУРИСТСКАЯ ЛОДКА

 

КиЯ №1 Чертежи доступны по ссылке: | смотреть  2.125 Mb |

L3 1954 г. на Ленинградском заводе полиграфических машин была организована группа энтузиастов— любителей водного туризма. Основным районом походов был избран Карельский перешеек, изобилующий красивыми озерами, которые, как правило, соединяются протоками и образуют целую систему водоемов (например, известных под общим названием русла реки Вуоксы). Поверхность перешейка покрывают сосновые и еловые леса и только в низинах между холмами, в сырых заболоченных местах, можно увидеть лиственный смешанный лес. Природа сурова и величественна. Картины окружающей местности по мере продвижения вперед все время меняются; каждый водоем своеобразен и неповторим.

Было совершено несколько многодневных коллективных походов. В первом походе участвовало 11 человек, во втором —18, в третьем — 22 и т. д. Маршруты каждый раз менялись и усложнялись. Приходилось двигаться по очень узким ручьям и протокам, зарослям тростника и камыша, по водоемам, сплошь заросшим листьями белой и желтой кувшинки. Туристы преодолевали пороги и волоки, проходили озера, изобилующие надводными и подводными скалами.

Во время походов было испытано несколько вариантов складных парусиновых и резиновых надувных лодок, но лучше других зарекомендовала себя разборная фанерная лодка, конструкция которой описана ниже.

Конструкция лодки. Секционная лодка может собираться по одному из четырех вариантов (см. таблицу). Четвертый вариант лодки вооружен бермудскими парусами общей площадью 7 м2; при этом на лодке устанавливают шверт.

Лодка может быть оборудована легким подвесным мотором типа «Чайка». Для этого кормовую секцию удаляют, а на ее место ставят фанерный транец толщиной 20 мм с утолщением по верхнему краю. Транец крепят на барашках к кормовому шпангоуту и дополнительно тягами — к шпангоуту следующей секции.

Форма поперечных сечений и различная длина секции позволяют уложить всю лодку, за исключением мачты и весел, в один общий пакет.

Основной материал для изготовления лодки — водостойкая фанера толщиной 10 мм для набора и 3 мм — для обшивки. Скорость движения лодки на веслах 5—6 км/час.

Конструкция лодки ясна из прилагаемых чертежей. Каждая секция лодки имеет по два шпангоута, упрочненных заклепками по наружному краю. Обшивку крепят к шпангоутам оцинкованными шурупами через металлическую ленту шириной 14— 15 мм. Шурупы ставят через 30 мм. Между шпангоутом и обшивкой прокладывают сложенную вдвое изоляционную ленту, пропитанную лаком. Отверстия под шуруп диаметром 2,5 мм делают сверлом 1,8—2 мм на длину шурупа через металлическую ленту, обшивку, изоляционную ленту и шпангоут, после чего в металлической ленте делают углубление под головку шурупа ударом кернера. Перед постановкой шурупа в отверстие впускают масляный лак 6с.

Во избежание перекосов крепление обшивки к шпангоутам следует вести от середины к бортам. Бортовые концы обшивки для облегчения работы стягивают веревкой. Припуск обшивки срезают заподлицо с поверхностью шпангоута; торец фанеры тщательно покрывают олифой и масляным лаком 6с.

На один из шпангоутов секции (в соответствии со схемой) клеем № 88 наклеивают вырезанную по форме шпангоута клеенку шириной 20 мм, а затем ручником загибают свисающий припуск металлической ленты. Припуск обшивки борта после разметки срезают на 6 мм выше уровня верхних концов шпангоутов и обрамляют буртиком, укрепляемым к обшивке алюминиевыми заклепками. Срез обшивки перед установкой буртика промазывают масляным лаком 6с.

Штевни концевых секций лодки перед обработкой склеивают масляным лаком 6с из двух слоев фанеры толщиной 10 мм и проклепывают в соответствии с чертежом, а затем обрабатывают и покрывают олифой и масляным лаком 6с. На полоску клеенки каждой секции приклеивают клеем № 88 резиновую эластичную трубку, концы которой крепятся шурупами.

После сборки всех секций лодку покрывают лаком 6с и тщательно просушивают.

Каждая секция соединяется с соседней при помощи стальных оцинкованных болтов с дюралюминиевыми барашками. Болты проходят через за-вальцованные алюминиевые втулки. Дюралюминиевые ромбовидные шайбы под барашки крепятся заклепками непосредственно на шпангоутах.

По наружному краю одного из шпангоутов сек¬ции приклеена зажатая металлической лентой прорезиненная клеенка, к которой приклеена 10-мил¬лиметровая эластичная резиновая трубка, обеспечивающая герметичность сборки. Завулканизированные или заклеенные концы резиновой трубки закрепляются на шпангоутах шурупом через фигурную шайбу.

Борта секций упрочнены буковым или березовым буртиком.

Концевые секции, носовая и кормовая, имеют по одному шпангоуту, скрепленному с фанерным штевнем толщиной 20 мм. Обшивка концевых секций состоит из двух кусков фанеры, стыкующихся на штевне. Между штевнем, обшивкой и металлической лентой шириной 30 мм проложено по два слоя 20-миллиметровой изоляционной ленты, пропитанной лаком. Края обшивки также упрочняются буртиком.

К кормовой секции, которая длиннее, чем носовая, в трех точках крепят съемный плавник из фанеры толщиной 10 мм. Складные банки изготовлены из такой же фанеры и имеют по две опорные стойки на петлях. Банки и стойки фиксируются на шпангоутах с помощью вилкообразных вырезов. Банки можно переставлять, поворачивая их на 180° на том же шпангоуте; таким образом регулируется посадка лодки.

Лодка снабжается двухлопастными разъемными веслами. Лопасти каплеобразной формы из фанеры толщиной 6 мм крепят в пазу соснового веретена шурупами с двух сторон.

Кромки лопастей весел, верхнюю и нижнюю кромки плавника оковывают алюминиевой лентой.

Наружную сторону обшивки лодки, плавник и перо руля окрашивают анилиновой краской с добавлением бейца; такая окраска имитирует внешний вид корпуса из красного дерева.

При оборудовании лодки под швертбот на ней устанавливают 4,5-метровую разборную мачту; шпор мачты упирают в паз шпангоута. Мачту кре¬пят вантами и штагами. Гик соединен с мачтой вертлюгом, который может вращаться вокруг своей оси, что используется для рифления паруса.

Среднюю секцию оборудуют швертовым колодцем, который при убранном парусном вооружении может заменяться съемной заглушкой.

Съемные румпель и перо руля выполнены из фанеры толщиной 10 мм.

Лодка может быть собрана в течение 15—20 минут. Имея очень малую осадку (5—10 см), лодка легко преодолевает заросли тростника и камыша. Лодка устойчива и хорошо проходит перекаты и порожистые участки рек. Лодка с парусным вооружением легко лавирует в сильный ветер и обладает хорошей устойчивостью на курсе.

Постройка лодки. Набор лодки и обшивку рекомендуется выполнять из водостойкой фанеры марки ФСВ. Торцы деталей желательно пропитать антисептиком   (5—10%-ный раствор бетанафтола в спирте). Все металлические детали следует изготовлять из материалов, не подвергающихся коррозии, или применять антикоррозионные покрытия.

Самыми сложными деталями лодки являются шпангоуты. Для их изготовления из плотной бумаги или тонкого картона вырезают шаблоны (делать припуски на последующую обработку не рекомендуется). Выпиливание шпангоутов, как и остальных деталей лодки, производится узкой ножовкой с мелким и острым зубом или узкой лучковой пилой, чтобы избежать скола фанеры на обратной: стороне. Шпангоуты одного размера сшивают в трех точках тонкими гвоздями в пакет, после чего в них в соответствии с разметкой высверливают отверстия. Затем пакеты разбирают, шпангоуты пропитывают натуральной олифой, а отверстия опрессовывают алюминиевыми втулками.

Следует особо отметить, что детали лодки, особенно фанерные, не должны иметь острых кромок, так как в противном случае легко сбивается лаковое покрытие, что дает возможность воде проникнуть в древесину.

Шпангоуты оснащают упорами и ромбовидными шайбами, которые крепятся заклепками из алюминиевой проволоки с предварительным промазыванием участков под ними масляным лаком 6с. Подготовленные таким образом шпангоуты собирают попарно с помощью болтов и барашков и маркируют. После этого шпангоуты разбирают и по наружной кромке каждого с помощью рейсмуса размечают линию заклепок упрочнения. В отверстия, высверленные через каждые 30 мм, вставляют алюминиевые заклепки длиной 13 мм. После установки  заклепок шпангоут  зачищают стеклянной бумагой; его торцы пропитывают 5—10%-ным спиртовым раствором бетанафтола или другим антисептиком, а затем просушивают шпангоут и промазывают горячей натуральной олифой. После этого шпангоут зачищают шкуркой и спустя 48 часов покрывают 2—3 раза масляным лаком 6с.

Листы фанеры, заготовленные для обшивки секций, отбирают так, чтобы на наружную сторону обшивки не попали сучки, и окрашивают. При установке обшивки верхний слой фанеры должен иметь продольное (вдоль лодки) направление. 06шивку временно прикрепляют в ДП двумя гвоздями. Используя разметочный шаблон-чертилку, укладывают ленту (шириной 15 мм) из луженой жести, на которой также (тем же шаблоном-чертилкой) делают риску — линию будущих отверстий под шурупы. Шурупы должны проходить рядом с заклепками упрочнения в шпангоуте.
Сборку секций надо начинать с самой длинной— средней. Для этого собирают соответствующие шпангоуты, используя сборочные болты и барашки, а также временные бруски и угольники, показанные на чертежах. На наружную кромку шпангоутов накладывают и прикрепляют в нескольких местах гвоздями (5 мм) сложенную вдвое изоляционную ленту, которую затем пропитывают масляным лаком 6с.


<< назад в каталог

Использование материалов только с разрешения автора сайта
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск