Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна




<< назад в каталог

КАК СШИТЬ ПАРУСА ДЛЯ МАЛОЙ ЛОДКИ

паруса своими руками

 

Н.Ю. Иванов , КиЯ №88

 

Ряд материалов, опубликованных в предыдущих номерах сборника, был посвящен оборудованию различных малых гребных и моторных лодок парусами. В частности, вопросы выбора площади парусности и основных элементов парусного вооружения туристских разборных байдарок рассма­тривались в двух статьях Р. Ф. П и р с к о г о «В поход под парусами» («КЯ» № 58 и 62). В серии статей — переводов глав из книги Ховарда- Бильямса «Паруса» (см. «КЯ» № 78, 79, 81, 82) можно найти сведения о свойствах современных парусных тканей и способах раскроя, применяе­мых при шитье парусов для спортивных парусных яхт. В то же время в редакцию продолжают поступать просьбы поместить материалы о «технологии» шитья простейших парусов для малых лодок. В предлагаемой вниманию читателей статье своим опытом самостоятель­ного изготовления парусов делится ленинградский турист-водник, неодно­кратный победитель различных соревнований на байдарках под паруса­ми — Николай Юрьевич Иванов.

Английская поговорка — «если хочешь, чтобы вещь была сделана хорошо, делай ее сам» — в полной мере относится к шитью паруса для собственной лодки. Шитье «нестандартного» паруса для конкретной лодки — творческий процесс, во время которого неиз­бежно происходит уточнение ряда деталей, внесение необходимых из­менений в первоначальный проект. Даже в подробном чертеже, пере- денном парусному мастеру (если та­кового удастся найти), очень трудно заранее определить точную кон­струкцию паруса и всех его эле­ментов. При самостоятельном же шитье паруса отсутствие навыков вполне компенсируется возможно­стью тщательно, не торопясь, под­гонять и пришивать каждую деталь, получая удовлетворение и от про­цесса работы, и от ее результатов. Приобретаемые при этом навыки и доскональное знание конструкции своего паруса позволят в дальней­шем смело браться за исправление выявившихся при плавании недо­статков или делать «генеральную перешивку» паруса. В данной статье рассматривают­ся наиболее простые варианты кроя и шитья, рекомендуемые при са­мостоятельном изготовлении пару­сов площадью до 4—5 мг. Имеется в виду, что с вопросами конструи­рования парусного вооружения в целом читатель ознакомился по дру­гим публикациям.

Выбор материала.

Непо­средственному шитью паруса пред-

 

 

Рис. 1. Раскрой полот­нищ паруса из рулона ткани. Рис. 2. Сшивание полотнищ хлопчато­бумажной ткани {а) и лавсана (б); образование фальшшвов (в). Рис. 3. Подрубочные швы для шка- торин на парусе из лавсана (а) и хлопчатобумажной ткани (б).

 

шествуют два очень ответственных подготовительных этапа — приобре­тение материала и разработка де­тального чертежа. В первую оче­редь необходимо приобрести мате­риал, так как от его свойств — проч­ности, растягиваемости под нагруз­кой и т. п. зависят величина «пуза», ширина отдельных полотнищ, кон­струкция швов и др. В настоящее время наша про­мышленность выпускает ткани бо­лее чем 4000 артикулов, поэтому перечислить все конкретные виды тканей, пригодных для шитья тех или иных парусов, невозможно. Це­лесообразнее остановиться на ка­ких-то общих, основных критериях выбора ткани. При выборе ткани для паруса необходимо учитывать ее вес, упру­гие и пластические деформации, а также , прочность при растяжении, плотность (воздухопроницаемость) и цвет. Следует заметить, что в об­щем случае прочность и деформа- тивные свойства ткани зависят от ее веса: чем больше вес (он измеря­ется в граммах на квадратный метр), тем ткань прочнее, и наоборот. По­этому стремление к уменьшению веса паруса иногда приводит к опасному снижению его прочности. Вес квадратного метра ткани обыч­но приводится в ее технических ха­рактеристиках. Сравнительные таб­лицы удельного веса разнообраз­ных тканей, их волокнистого соста­ва, плотности — числа нитей на 10 см и других характеристик при­ведены, в частности, в справочном

 

 

Рис. 4. Усиление передней шкаторины паруса из хлопчато­бумажной ткани (а) и лавсана (б). Рис. 5. Нашивка «рукава» для мачты или гика на парус из хлопчатобумажной ткани (а) и лавсана (б).

 

пособии для работников швейной промышленности: П о ж и д а е в Н. Н., С и м о н е н к о Д. Ф., Савчук Н. Г., Материалы для одежды, М., «Лег­кая индустрия», 1975.

В общем случае для паруса пло­щадью 3—4 м2 можно использовать ткань весом 120—200 г/м2; для па- Руса площадью 4—5 м2 — 150 — 250 г/м2 (вес ситца 100 г/м2). Здесь уместно упомянуть рекомендацию, приведенную в «КЯ» № 78: для не­больших швертботов применять син­тетическую ткань весом 115—160 г/м2. Пригодны ткани, применяемые для пошива палаток, плащей, рабо­чей одежды, тентов. Однако надо иметь в виду, что чем ткань плот­нее и тяжелее, тем хуже парус принимает нужную форму в слабый ветер. Степень и характер растягивае­мости ткани в технических характе­ристиках ее обычно не указывают. Поэтому придется ориентироваться на собственный глазомер и ощуще­ния при растягивании ткани руками по диагонали, а также вдоль ни­тей — по основе и утку (при оцен­ке качества продукции такой метод, основывающийся на использовании органов чувств, называется органо- лептическим). Необходимо обратить внимание на однородность нитей основы и утка, так как нити разной плотности (например, различающиеся нити основы и утка у бязи) дают нерав­номерную растягиваемость по раз­ным направлениям. С этой точки зрения имеющиеся в продаже тка­

 

Рис. 6. Нашивка латкар- мана на парусе из хлоп­чатобумажной ткани (а) из лавсана (б); в — отвер­стие в кармане для латы.

 

ни с лавсаном (некоторые шерстя­ные и льняные ткани содержат до 67% лавсана) для парусов непригод­ны. Также практически непригодны капроновые ткани из-за очень боль­ших упругих деформаций (иногда капрон применяют для легких спи­накеров). Имеется некоторый опыт изго­товления парусов из прочных пле­ночных материалов, в частности — лавсановой пленки (см. «КЯ» № 61, 75), однако в продажу она, как пра­вило, не поступает. Попытки же при­менения полиэтиленовой пленки се­бя не оправдали из-за ее низкой прочности и малой износостойкости, а пленки ПХВ — из-за растягиваемо­сти и веса. Выбирая материал для паруса, нельзя не учитывать и его цвет. Вряд ли приемлемы с эстетической точки зрения появляющиеся на со­ревнованиях байдарки под парусами из серой мешковины. Вместе с тем совсем не обязательно придержи­ваться традиционного белого цвета. Хорошо смотрятся на воде паруса, сшитые из тканей светло-голубых, бирюзовых, розовых, пурпурных то­нов, а также паруса, в которых та­кие цветные полотнища чередуются с белыми. Паруса из тканей темного цвета, как правило, не отвечают традиционным эстетическим требо­ваниям. Количество материала, приобре­таемого для шитья паруса, опреде­ляется по предварительному его эскизу с учетом припусков на усад­ку (для хлопчатобумажной или льня­ной ткани), на швы, подгибы, раз­ные укрепляющие накладки и др. На случай возможной порчи ткани, ошибочного кроя, а также для по­следующих исправлений паруса и перешивок желательно иметь запас материала (по размерам равный хо­тя бы самому большому нижнему полотнищу паруса).

 

Чертеж паруса.

 

Чертеж па­руса удобно делать на миллимет­ровке в масштабе 1 : 20 или 1 : 10. Прежде всего на контуре паруса на­носят положение его отдельных по­лотнищ исходя из ширины приобре­тенного материала. При этом надо учесть конструкцию швов, фальш- швы и закладки в швах для создания необходимого профиля паруса. Полотнища бермудского паруса располагают обычно перпендикуляр­но линии, соединяющей фаловый и шкотовый углы. Считается, что при таком расположении материал па­руса растягивается в наименьшей мере, хотя испытания показывают, что в нижней части паруса при этом имеют место деформации полотнищ по диагонали. В другом варианте, который упрощает крой и шитье, полотнища располагают параллельно нижней шкаторине; в этом случае нижняя шкаторина образуется бо­ковой кромкой нижнего полотнища. На чертеже необходимо обозна­чить расположение лат на задней шкаторине, так как от этого зависит форма ее серпа (в местах установ­ки лат нужно делать более крутой изгиб, между латами — значительно меньший).

 

Раскрой материала и под­готовка к шитью.

 

Перед рас­кроем ткань необходимо тщательно проутюжить;        хлопчатобумажную, льняную ткань и ткань из смешан­ных нитей для уменьшения усадки рекомендуется до этого еще и про­кипятить. В целях экономии мате­риала общий кусок (рулон) можно разрезать на полотнища с учетом косых кромок вдоль передней шка­торины (рис. 1). По кромкам, кото­рые после сшивания полотнищ бу­дут формировать шкаторины, необ­ходимо оставить запас, с тем чтобы потом можно было выкроить нуж­ные плавные кривые линии по все­му парусу. Перед сшиванием полотнищ они раскладываются на полу (парус до 5 м2 легко размещается в незагроможденной мебелью комнате пло­щадью 16—20 м2} и подгоняются в соответствии с чертежом. Втыкать в пол шилья и натягивать на них шну­ры для разметки паруса, как это делается на настоящем парусном плазе, необходимости нет. Две стальные 5-метровые рулетки в со­четании с фиксирующими их и па­рус тяжестями (гантели, гири, утюги и др.) обеспечивают возможность разметки, отсчета и проверки размеров паруса. Прижатые к парусу и полу ленты рулеток лежат очень ровно и позволяют наносить по ним длинные прямые линии и одновременно вести отсчет размеров (небольшой изгиб ленты легко обнаружить и исправить, глядя вдоль нее). С помощью рулеток и прижимов до сшивания полотнищ и на всех промежуточных этапах шитья можно уточнять и проверять конфигурацию паруса. При этом пол комнаты может быть быстро освобожден от паруса в случае перерывов в работе. Если условия позволяют, во все время раскроя и шитья паруса следует использовать мачту для ограничения и подгонки передней шкаторины. После проверки на полу общей конфигурации паруса и соответствия основных его размеров чертежу можно приступать к сметыванию и сшиванию полотнищ. Целесообразно сметывать и сшивать полотнища последовательно, начиная с двух нижних. При этом облегчается шитье и в то же время сохраняется возможность более точной подгонки при наращивании каждого последующего полотнища. Трудоемкий процесс сметывания сильно упрощается, если для временного скрепления полотнищ, а в дальнейшем — и других деталей паруса использовать резиновый клей. Скрепляя, в отличие от ниток, всю площадь соприкасающихся поверхностей, клей обеспечивает максимальную точность сопряжения, предохраняя от перетяжек и морщин. Очень удобно, в частности, соединять резиновым клеем полотнища по плавной кривой при формировании между ними закладок для пуза. Даже засохший клей позволяет при необходимости разъединить куски ткани, сместить их и скрепить в новом положении. Резиновый клей не оставляет на ткани каких-либо следов: скатываясь в комочки, он постепенно отстает на открытых местах. Внутри же швов он обеспечивает дополнительное эластичное скрепление ткани, способствуя более равномерному распределению нагрузки на швы, снимая часть ее с ниток.

 

Сшивание полотнищ.

 

Рекомендуемые для лавсана и хлопчатобумажных тканей швы между полотнищами показаны на рис. 2. Кромки полотнищ из лавсана перед сметыванием и сшиванием следует оплавить паяльником для предотвращения отслоения нитей; фабричные кромки можно при этом не обрезать. Для сшивания хлопчатобумажных полотнищ показанным на рисунке «запошизочным» швом не-

 

 

Рис. 8. Заделка лоткармана у передней шкаторины.

 

обходимо, чтобы края ткани не секлись, сметывать их резиновым клеем два раза — соответственно перед первой и перед второй строчкой. Сшивать полотнища, как и выполнять все остальные швейные работы с парусом, можно на любой бытовой машине (для малого паруса шов зигзаг совершенно не обязателен). Если садишься за машину впервые, необходимо тщательно ознакомиться с прилагаемой к машине инструкцией и приобрести навыки пользования ею на куске ненужного материала. Не рекомендуется при шитье паруса (даже из лавсана) применять капроновые нитки. Они, конечно, крепче и долговечнее хлопчатобумажных, однако из-за их упругих свойств очень трудно избежать появления морщин. Это происходит из-за того, что при шитье, несмотря на максимальное ослабление натяжного устройства верхней и нижней ниток, они несколько растягиваются, а после снятия нагрузки стягивают шов. На больших парусах это свойство капроновых ниток почти не заметно благодаря большей толщине материала и большей нагрузке на швы; на маленьких же парусах морщин, порождаемых капроновыми нитками, практически не избежать. Опыт показывает, что для основных швов следует применять хлопчатобумажные нитки № 20 или № 30 (в зависимости от ткани и площади паруса), а для второстепенных — № 30 или № 40. При шитье необходимо ослабить, насколько это возможно, натяжение нижней нитки, и по ней отрегулировать натяжение верхней с тем, чтобы переплетение ниток происходило в середине сшиваемых материалов (строчка с обеих сторон должна иметь один и тот же вид). Длина стежка устанавливается максимальной (у большинства машин — около 4 мм). Перед сшиванием полотнищ обязательно надо проверить качество строчки на кусочке сложенной вдвое той же ткани. Каждую строчку необходимо тщательно проутюживать с обеих сторон через мокрую тряпку, с тем чтобы следующая параллельная или близкая строчка ложилась на ровную, разглаженную ткань

.

Оформление шкаторин паруса.

 

Соединив между собой все полотнища, надо еще раз проверить на полу все размеры паруса, наличие припусков на серпы и под-гибочные швы. После этого можно обозначить места галсового, фало-вого и шкотового углов и соединить их по рулетке прямыми линиями. При этом фаловый угол намечается на 5—7 см ниже его окончательного положения на мачте, в связи с тем, что при растягивании паруса по передней шкаторине она станет длиннее за счет серпа и растяжения ткани. Первой оформляется передняя шкаторина. Ее заделка зависит от способа крепления паруса к мачте. Наиболее простым и надежным является использование колец-сегар-сов в сочетании с мачтой из трубы одинакового сечения по всей длине. Этот способ не только проще, чем применение ликпаза, рельса и ползунов или надевания «рукавом» на мачту, но и наиболее приемлем по соображениям безопасности плавания, так как позволяет легко и быстро опускать парус в случае срочной необходимости. В частности, применяемый многими на байдарках ликпаз часто становится причиной иногда опасных затруднений при спуске паруса. Для кроя серпа передней шкаторины необходимо перпендикулярно линии, соединяющей галсовый и фаловый угол, в нескольких местах отложить согласно чертежу необходимые размеры. После этого по всему парусу от руки с припуском на шов вычерчивается плавная линия серпа шкаторины, обрезаются излишки материала, резиновым клеем наметывается (рис. 3) и застрачива­ется шов по всей длине. Получить плавную кривую помогает толстый шнур, укладываемый по отмеченным точкам серпа и просматриваемый с одного из его концов. Затем на пе­реднюю шкаторину нашивается укрепляющая накладка из полосы того же или более прочного мате­риала (рис. 4); она не должна быть излишне широкой, так как это за­труднит ее пришивание к криволи­нейной шкаторине. В дополнение к та­кой накладке на хлопчатобумажном парусе можно использовать имею­щуюся в продаже капроновую брюч­ную тесьму (ее ширина 15 мм). Нижняя шкаторина в зависимости от способа ее крепления к гику или просто подгибается и застрачи­вается, или же к ней пристрачива­ется «рукав» для надевания на гик (рис. 5). После оформления передней и нижней шкаторин парус растягива­ется по ним на полу (если есть воз­можность, то лучше — по мачте и гику) и окончательно уточняется место фалового угла и линии между ним и шкотовым углом. От линии, соединяющей фаловый и шкотовый углы, в нескольких местах отмеря­ется по чертежу серп задней шка­торины; обычно в самом широком месте он не превышает 20—25 см.

 

Оформление углов паруса.

 

Для укрепления ткани в мес­тах наибольшего растяжения в уг­лах паруса нашивают боуты. Жела­тельно выкраивать их из более прочного и жесткого материала. Если же используется материал паруса, целесообразно с противопо­ложной стороны каждого угла наши­вать второй боут, размером пример­но 2/3 основного. Боуты кроят так, чтобы нити основы или утка шли по направлению наибольшего рас­тяжения паруса (в галсовом углу примерно по биссектрисе, в фало- вом — ближе к передней шкатори­не, а в шкотовом — ближе к направ­лению на фаловый угол). Для бо­лее равномерного распределения нагрузок на ткань паруса внутрен­ние кромки боутов должны быть полукруглыми, вычерченными радиу­сом в 1,5—2 раза больше, чем сам боут. Подготовленные боуты при­клеивают по всей поверхности ре­зиновым клеем и пристрачивают, кроме краев, радиальными и полу­круглыми швами (рис. 7, а). Фаловый угол, кроме боута, не­обходимо укрепить еще и так назы­ваемой фаловой дощечкой (рис. 6, б). Лучше всего ее сделать из упруго­го, практически не имеющего оста­точных деформаций стеклотекстоли­та толщиной 1—1,5 мм. Нецелесооб­разно пытаться расширить верхнюю часть паруса путем увеличения ши­рины фаловой дощечки. Большая дощечка будет уходить под ветер и искажать форму паруса в верх­ней части. Лучше вместо этого в 300—400 мм от фаловой дощечки для поддержания широкой верхней части паруса сделать сквозную лату. Фаловая дощечка пришивается к парусу капроновыми нитками через маленькие отверстия, насверленные по ее периметру у самого края. Для крепления к парусу снастей во всех трех углах делаются отвер­стия (в лавсане — прожигаются па­яльником), в которые заделываются люверсы. Если настоящих люверсов найти не удалось, то в шкотовом и галсовом углах следует сделать та­кие же дощечки, как в фаловом углу, обшив отверстия для снастей капроновыми нитками через насвер­ленные в дощечках дырочки. До­щечки можно сделать и двойными — по обеим сторонам ткани, скрепив их несколькими дюралевыми за­клепками.


Нашивка латкарманов.

 

Нашивать латкарманы лучше в са­мую последнюю очередь, так как «а готовом, растянутом на полу па­русе лучше, чем на чертеже, мож­но определить оптимальный наклон лат и, соответственно, положение латкарманов. От наклона лат в боль­шой мере зависит растягивание па­руса и поддержание задней шкато­рины.
После наметывания резиновым клеем латкарманы пришивают, остав­ляя незашитой часть верхней кром­ки для лат (рис. 6). При нашивке карманов для сквозных лат необхо­димо подпороть укрепляющую на­кладку передней шкаторины со сто­роны, противоположной ее подги­бу, подсунуть под накладку латкар- ман и обшить, как показано на рис. 8.
Парус готов. На воде могут вы­явиться и недостатки конструкции, и огрехи, допущенные при шитье (неровные швы, морщины из-за стя­жек н др.). Много полезных сове­тов по исправлению формы паруса можно найти в статье Д. Н. К о р о- вельского («Катера и яхты», вып. 5, 1965 г.; стр. 185—192). Соб­ственно же швейные работы для человека, только что сделавшего парус своими руками, трудностей уже не представят.

 

Н.Ю. Иванов, КиЯ №88


<< назад в каталог

Использование материалов только с разрешения автора сайта
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск