Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна




<< назад в каталог

МИНИМАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРОРАДИОНАВИГАЦИОННЫХ ПРИБОРОВ
ДЛЯ МАЛОГО СУДНА

Плавания на малом судне сопряжены с повышенным риском оказаться в тяжелых метеорологических и навигационных условиях. Обеспечить безопасность плавания помогают два фактора — опыт судоводителя и экипажа и инструментальные средства, использование которых облегчает объективную оценку сложившейся ситуации и позволяет прогнозировать ход ее развития.

Судоводитель, оценивший достоинства электрорадионавигационного оборудования в дальнем плавании, обычно стремится дополнить и усовершенствовать его. Бурное развитие электроники и измерительной техники создает для этого благоприятную основу. Однако, к сожалению, по ряду причин отечественная промышленность не обеспечивает производства приборов в нужном количестве и требуемого ассортимента даже для оснащения серийно строящихся крупных морских крейсерских яхт, где без них обойтись невозможно.

Отсутствие электрорадионавигационных приборов для малых судов частично восполняется их самодельным изготовлением. Вследствие разной степени подготовки конструкторов-любителей такие приборы существенно разнятся как по сложности, надежности и степени использования современной элементной базы, так и с позиций рациональности конструкций и схем, массогабаритных и эргономико-эстетических характеристик, сложности настройки. Приборы часто трудно объединить в единую наращиваемую систему, поскольку такая задача обычно не предусматривается разработчиком заранее. Возможности случайного набора приборов в целом ниже суммы возможностей каждого из них. В то же время в согласованном электро-радионавигационном комплексе отдельные приборы не только дополняют друг друга, но и позволяют реализовать достоинства, присущие их комбинированному применению. Для обеспечения системного подхода к проектированию приборного оборудования малого судна необходимо иметь ясное представление о составе, назначении, взаимосвязях и особенностях узлов комплекса.

Информационные потребности судоводителей маломерного спортивного или туристического судна (яхты или водоизмещающего катера) в прибрежном плавании в море или крупном водохранилище с переходами автономностью в несколько суток определяют состав электрорадионавигационного комплекса (ЭРК), в который входят следующие устройства.

1.         Установка электропитания (аккумуляторная), обеспечивающая работу навигационных огней, приборов, внутреннее освещение в течение срока автономности плавания (2—30 дней), с соответствующими контрольными устройствами и распределительным пультом.

2.         Средства радиосвязи. Все радиостанции, устанавливаемые на судах, плавающих на внутренних водных путях, должны обязательно иметь допуск Речного Регистра РФ и Сертификат Министерства связи независимо от их принадлежности и от того, являются ли эти радиостанции главным либо дополнительным оборудованием. В настоящее время появилось достаточно много компактных судовых радиостанций, способных разместиться на малых судах с ограниченными объемом внутренних помещений и энергоемкостью источников электропитания.

3.         Зарядные устройства, обеспечивающие восстановление заряда аккумуляторов при стоянке в порту за 6—12 ч или при работе механического двигателя.

4.         Два жидкостных картушечных компаса с подсветкой: один (путевой), монтируемый в низком нактоузе или в вертикальной переборке, с возможностью работы на крене до 35° и с погрешностью отсчета не |более 5°, желательно снабженный мнемоническим трехразрядным цифровым устройством для отметки заданного курса; другой (главный) —с пеленгатором, установленный на кардановом подвесе, сохраняющем горизонтальность вплоть до углов крена 30. . .35°, с погрешностью отсчета курса и пеленгов не более 0,5— 1,5 °. На судне с механическим двигателем или стальным корпусом желательно, чтобы один из компасов имел антиде-виационный компенсатор.

5.         Днищевый лаг с двумя каналами измерений, один из которых позволяет определять текущую скорость судна в пределах от 0,3 до 7—12 уз (или от 2 до 12—16 уз для моторного судна) с погрешностью 4—10 %, а другой — измерять расстояние, пройденное между точками обсервации по береговым предметам в пределах 0,1—999,9 миль с погрешностью не более ±4 % +0.05 мили. Датчик лага должен быть приспособлен для периодического осмотра и чистки на ходу. Для обоих каналов — скорости и пути — должна быть предусмотрена возможность коррекции коэффициентов чувствительности в пределах ± 10. ..25 %.

6.         Днищевый эхолот, позволяющий измерять на скоростях 10—12 уз глубины до 30 м с погрешностью не более ±4 %, предпочтительно со звуковым сигнализатором достижения заданной глубины. На глубинах до 10 м эхолот должен сохранять работоспособность на всех видах грунтов, включая жидкий ил; угол раскрытия диаграммы направленности приемо-излучателя эхолота должен составлять не менее 40—50°в поперечной и 10° в продольной плоскости.

7.         Ручной (переносной) радиоприемник-пеленгатор (РП), позволяющий определить позицию по радиопеленгам длинноволновых (ДВ) навигационных радиомаяков на расстояниях 30—60 миль, а также пригодный для приема метеосводок радиовещательных станций. Такой РП должен иметь растянутый участок ДВ диапазона 280—325 кГц, чувствительность не менее 0,1 мВ/м и полосу пропускания 2000—3000 Гц. При приеме на экранированную рамочную или магнитную антенну с отключаемой системой АРУ должны использоваться слуховой (наушники) и визуальный (светодиодный или стрелочный) индикаторы минимума, позволяющие отсчитывать с погрешностью +2. . 5° радиопеленги по встроенному компасу.

8.         Дистанционный анемометр, монтируемый на топе мачты, с диапазоном измерений 0,5... 20 м/с, погрешность которых не превышает +4 %, с инерционностью, позволяющей контролировать порывы ветра длительностью 2. .. 5 с, и с возможностью включения фильтра с постоянной времени не менее 20 с. Механическая прочность датчика должна быть такой, чтобы обеспечивалась способность выдерживать порывы ветра до 40 м/с При использовании на парусных яхтах прибор должен иметь второй канал для измерения вымпельного направления ветра с погрешностью +2,5...4 %, при этом допустима мертвая зона нечувствительности на курсовых углах ±20° от носового направления диаметральной плоскости (ДП) судна.

9.         Барограф анероидного типа с барабаном недельного цикла вращения, позволяющий регистрировать изменения атмосферного давления в пределах 810.. 1050 гПа (610.. 790 мм. рт. ст.) на ленте шириной 50... 130 мм, или барометр для измерений давления в тех же пределах с погрешностью не более +2,5 %.

10.       Пассивный радиолокационный уголковый отражатель со стороной октаэдра не, менее 300 мм и с погрешностью перпендикулярности отражающих поверхностей не более 5... 30', подвешиваемый впадиной вверх.

Перечисленные выше приборы и установки составляют минимальный электрорадионавигационный комплекс, необходимый для мореходного маломерного судна. С целью дальнейшего повышения комфортности и безопасности спортивных и туристических плаваний в состав ЭРК желательно ввести еще ряд приборов и устройств, перечень которых можно расширять, в принципе, без конца.


<< назад в каталог

Использование материалов только с разрешения автора сайта
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск