Ботик Петра I "Св. Николай" Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна |
КЛЕИ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СКЛЕИВАНИЯ Последние годы все шире применяется склеивание самых различных материалов. В деревянном судостроении склеивание позволяет не только заменить крепеж при изготовлении отдельных деталей и при соединении их между собой, но и устранить (в значительной степени) некоторые недостатки, присущие древесине как судостроительному материалу: увеличить размер заготовок и выход годного пиломатериала (из общего объема лесоматериала), сократить расход дорогостоящих и дефицитных пород и сортов древесины благодаря применению материала пониженного качества в малонагруженных участках конструкций. В металлическом судостроении при изготовлении тонколистовых конструкций склеивание позволяет отказаться от сварки, пайки и клепки. Это обеспечивает улучшение внешнего вида и получение более гладких поверхностей (так как склеивание не сопровождается короблением,— можно отказаться от дорогостоящей правки), а также увеличение срока службы корпусов. Наиболее широко склеивание распространено в деревянном катеростроении. Корпуса быстроходных катеров, воспринимающие относительно большие нагрузки, должны обладать большой прочностью при малом весе. Добиться изготовления деревянных корпусов, отвечающих обоим требованиям, удается лишь при широком использовании клееных конструкций. Склеивание в отечественном катеростроении стало применяться в начале 30-х годов. В этот период в авиационной промышленности начали применять водостойкие клеи, полученные на основе фенольных смол. Однако поставки таких водостойких клеев были ограничены и поэтому в катеростроении пришлось ограничиться только исследованиями соединений на казеиновых клеях. Позднее, в 1935—1936 гг., были проведены первые опыты по склеиванию элементов набора в заводских условиях, а затем приступили к изготовлению шпангоутных рамок катеров с применением казеинового клея. ности которых были подвергнуты пескоструйной обработке или обработке наждачной бумагой и затем обезжирены. Установлено, что прочность соединения повышается при химической или электрохимической обработке металлических деталей. Повышение адгезии достигается, кроме того, нагревом поверхности детали, так как этим обеспечивается хорошая смачиваемость металла клеем. У деталей из стеклопластика чистая, но шероховатая поверхность получается при снятии верхнего слоя стеклоткани. На склеиваемые поверхности клей наносился кистью или шпателем, причем толщина клеевого слоя была не более 2+0,4 мм. После сборки склеиваемые детали помещались в приспособление, в котором обеспечивалось давление 0,2+ 0,4 кг/см2. Под давлением детали находились в продолжение 15-М 8 час, а после снятия выдерживались в течение 7 суток до отправки на обработку или сборку. Оценка прочности клееных соединений производилась на сравнительно небольших образцах, имеющих площадь склеивания 9 и 6 см2. Испытания клееных соединений на основе эпоксидных смол показали, что лучшие результаты при склеивании металла со стеклопластиком и стеклопластика со стеклопластиком получаются при применении компаунда К-153 (с портланд-цементом в качестве наполнителя). При этом были получены следующие значения предела прочности, кг/см2: при сдвиге: При склеивании стеклопластика со стеклопластиком клеями на основе эпоксидных смол ЭД-5 и ЭД-6 были получены следующие показатели: предел прочности при сдвиге 604- 85 кг/см2, а при отрыве 45 +50 кг/см2. Приведенными значениями напряжений можно ориентировочно руководствоваться при расчете соединений клееных металлических конструкций. Эти данные получены для пластика на основе ткани, обработанной адгезионно-гидрофобным составом (использование -ткани, не обработанной таким составом, не рекомендуетсВ первые годы Великой Отечественной войны склеивание казеиновым клеем широко применялось на заводах при изготовлении элементов поперечного набора и деталей оборудования мелких деревянных судов и катеров. В последние военные годы и в послевоенный период судостроительная промышленность стала получать в достаточном количестве водостойкие фенольные клеи, что дало возможность полностью отказаться от применения казеиновых клеев. В настоящее время почти на всех строящихся деревянных катерах и мелких судах используются клееные конструкции. Так, например, все основные элементы набора (киль, штевни, привальные и скуловые брусья и др.) изготовляются в виде слойчатых клееных балок. Склеивание находит широкое применение и при изготовлении рубок, деталей оборудования и устройств. В современных условиях производства на заводах, освоивших технологию склеивания, почти все деревянные детали набора или оборудования, имеющие сложную конфигурацию или большие размеры, изготовляются клееными. Не менее широко склеивание применяется в конструкциях судов любительской постройки. На рис. 1 показан мидель-шпангоут деревянного цельноклееного катера, имеющего набор, обшивку и настил палубы из фанеры, изготовляемой с применением фенольных клеев горячей склейки, обеспечивающих водостойкость. Попытки применить склеивание при изготовлении металлических судовых конструкций относятся к последним годам. Прежде всего склеивание было использовано для постановки накладных планок на переборках основного корпуса и надстроек, а также для бесфланцевого соединения труб. В 1960 г. на Выставке достижений народного хозяйства демонстрировался катер типа «Ленинград», имеющий главные размерения 1хбХЯх7' = 9,0ХЗ,0Х1,10X0,60 м. Обшивка катера присоединена к набору эпоксидным клеем без использования сварки и клепки. В 1960 и 1963 гг. в Ленинградском институте водного транспорта были разработаны дипломные проекты цельноклееных катеров; на рис. 2 приведено поперечное сечение одного из этих катеров. ОСНОВЫ СКЛЕИВАНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КЛЕЯМ И КЛЕЕВЫМ СОЕДИНЕНИЯМ Клеющая способность вещества обусловлена: 1) адгезией — прочностью сцепления (прилипания) клея со склеиваемыми материалами. Обычно считают, что существует адгезия первого рода, определяемая проникновением клея в макро- и микропоры склеиваемых материалов, и адгезия второго рода, определяемая как прилипание клея к склеиваемым поверхностям в результате физико-химических процессов; Процесс адгезии очень сложен и различными исследователями объясняется по-разному. Процесс склеивания древесины чаще всего объясняют проникновением частиц клея в поры и капилляры склеиваемых материалов. Раствор клея, нанесенный на поверхность деревянной детали, проникает внутрь материала по капиллярам. Считают, что клей как бы образует мост между двумя склеиваемыми деревянными деталями и этот мост закрепляется и переплетается с древесиной при помощи капилляров. Согласно этой теории прочность склеивания зависит от сил прилипания клея к поверхности капилляров и от сцепления частиц клея между собой за счет сил когезии. Следовательно, прочность клеевого соединения деревянных деталей обусловлена глубиной проникновения клея в капилляры, адгезией его к стенкам капилляров и когезией самого вещества клея. На прочность клеевого соединения существенное влияние оказывают следующие факторы. Вязкость клея обусловливает способность клея проникать в поры склеиваемых материалов; это проникновение должно происходить по возможности на большую глубину. Для понижения вязкости некоторые клеи целесообразно подогревать или растворять сильнее, после чего, в соответствии с законом поверхностного натяжения, клей лучше проникает в поры материала. Для обеспечения максимальной прочности склеивания вязкость клея должна находиться в определенных пределах, поскольку при чрезмерном понижении вязкости склеивание будет «голодным», малопрочным. Тщательность подгонки соприкасающихся поверхностей склеиваемых деталей имеет очень большое значение. Соприкосновение поверхностей должно происходить по всей их площади. Тщательность обработки склеиваемых поверхностей должна соответствовать материалу склеиваемых деталей. Поверхности деревянных деталей должны быть гладкими, например тщательно строганными на хорошо отрегулированных станках; для металлов целесообразно применение такой обработки, при которой увеличивается площадь склеивания, например обработка в пескоструйном аппарате, при которой достигается примерно двадцатикратное увеличение площади склеивания. Необходимо учитывать, что грубая обработка склеиваемых поверхностей увеличивает среднюю толщину клеевого слоя и затрудняет удаление пузырьков воздуха из клея, что приводит к понижению прочности клея, а следовательно, и клеевого соединения в целом. Чистота склеиваемых поверхностей является обязательным условием. Замасливание или загрязнение поверхностей приводит к понижению адгезии. Когезия определяет прочность вещества клея (прочность тонкой его пленки) и, следовательно, также обусловливает прочность клеевого соединения. Для получения наибольшей прочности клеевого соединения необходимо обеспечивать меньшую толщину клеевой пленки. Клеи, применяемые в судостроении, должны удовлетворять следующим основным требованиям. Клеевая пленка должна обладать высокой адгезией к материалу соединяемых деталей. Клеевая пленка должна быть: биологически стойкой, т. е. в ней не должны развиваться процессы гниения; температуростойкой, т. е. должна сохранять свою прочность при колебаниях температуры от —50 до +70° С; бензо-, масло- и кислотостойкой. Клеевой раствор должен обладать достаточной жизнеспособностью, т. е. должен сохранять вязкость в течение времени, необходимого для нанесения на склеиваемые поверхности, сборки и запрессовки деталей. Клей, предназначенный для склеивания древесины, должен обеспечивать требующуюся прочность соединений при повышенной влажности древесины (около 20%) и нормальной температуре 15—20° С. Клей не должен стареть. Сырье для изготовления клея должно быть недефицитным. Столярный (глютиновый) клей. Столярный клей имеет обратимые свойства, т. е. при нагревании, особенно в присутствии воды или ее паров, твердый клей снова принимает желеобразное состояние. В мелком судостроении применять столярный клей не рекомендуется. Клеевые соединения деталей из древесины, создаваемые на основе клеев, удовлетворяющих указанным условиям, в свою очередь, должны отвечать следующим основным требованиям: иметь прочность не менее прочности самой древесины; быть достаточно эластичными; хорошо воспринимать ударные нагрузки. Кроме того, клеевое соединение должно быть водостойким, т. е. при воздействии влаги механические свойства клея не должны изменяться больше, чем свойства древесины. Из большого числа различных клеев — белковых, растительных, натуральных смоляных, на основе искусственных смол, эфиров целлюлозы, каучука и т. п.— наиболее полно отвечают указанным требованиям клеи, создаваемые на основе искусственных смол. БЕЛКОВЫЕ КЛЕИ ДЛЯ ДРЕВЕСИНЫ К белковым клеям, предназначенным для склеивания древесины, относятся различные виды столярного клея (мездровый, костный, рыбный и пр.), казеиновые клеи, казеино-цементный и альбуминовый клеи (последний используется только для горячего склеивания фанеры). Благодаря дешевизне, безвредности, простоте применения и высокой прочности склеивания (в сухом состоянии) белковые клеи можно применять при изготовлении заготовок и деталей, не подвергающихся непосредственному действию воды. желтоватым оттенком. Сухой казеиновый клей изготовляют, смешивая размолотый казеин с известью, фтористым натрием, медным купоросом и керосином. Основным продуктом для изготовления этого клея является казеин, получаемый путем осаждения обезжиренного молока. Известь вводится в виде пушонки для придания клею водостойкости, однако излишек извести понижает жизнеспособность клея и увеличивает хрупкость клеевой пленки. Фтористый натрий является одним из лучших растворителей казеина, поэтому его добавляют в клей при приготовлении раствора. Медный купорос удлиняет срок рабочей жизнеспособности клея и увеличивает его водостойкость. Присутствие керосина устраняет комкование порошка клея при хранении и изготовлении раствора. Казеиновый клей выпускается следующих марок: В-105, В-107 и ОБ (ГОСТ 3056—45), отличающихся главным образом прочностью склеивания. Различие между первыми двумя марками заключается в сортности казеина: для марки В-105 применяется казеин первого сорта, а для марки В-107—казеин первого и второго сортов поровну. Состав казеинового клея В-105 и В-107 (вес. ч.) Казеин (кислотный) 70,68
Клеевой раствор казеинового клея приготовляют путем разведения порошка в чистой питьевой воде комнатной температуры (на 1 часть порошка от 1,7 до 2,3 частей воды в зависимости от требуемой начальной вязкости). Готовый клеевой раствор должен сохранять рабочую вязкость (после начала разведения его в воде) не менее 4 часов. Для обеспечения нормальной жизнеспособности клея рекомендуется применять летом охлаждение воды и клеевого раствора до нижнего температурного предела ( + 10° С), а зимой, При низкой температуре в помещении, где приготовляется клей, в цехах (15—6° С),— подогрев воды до температуры 25° С. Склеивание разрешается выполнять при температуре от 12 до 25° С; при этом влажность древесины должна быть не более 18—20%- Обычно применяется двухстороннее нанесение клея из расчета, что расход клея составляет 700— 1000 г/м2 (или 230—340 г сухого порошка на 1 м2). Детали или заготовки, на поверхности которых нанесен клей, выдерживают на воздухе в течение 2—5 мин., затем соединяют и после закрытой пропитки в течение 5—25 мин. запрессовывают. Удельное давление при склеивании тонких заготовок 0,5—1 кг/см2, а заготовок толщиной более 5 мм 2—4 кг/см2. Продолжительность выдержки под давлением при склеивании без специального нагрева составляет для прямолинейных деталей 6—8 час, для изогнутых 10—18 час. Поскольку полное отверждение клея наступает только через 15 час, ручная обработка может производиться не ранее чем через 15—18 час, а механическая обработка (при склеивании без нагрева) — не ранее чем через 24 часа. При склеивании древесины с применением нагрева обработку можно начинать через 1—2 часа. Клеящая способность казеинового клея характеризуется пределом прочности при скалывании клееных образцов дуба в сухом и вымоченном состоянии. При использовании клеев марок В-105 и В-107 этот показатель должен быть не ниже 100 кг/см2, а после вымачивания в воде комнатной температуры в течение 24 часов — не менее 70 кг/см2. Применение казеинового клея хорошего качества может быть допущено для изготовления деталей оборудования внутренних помещений судна и судовой мебели, не подвергающихся непосредственному воздействию влаги. Склеивание им деталей судового корпуса можно допустить лишь в самом крайнем случае; при этом для надежности соединений следует применять запрессовку шурупами или гвоздями. После окончательного изготовления деталей все их поверхности (или только поверхности в районе клееного соединения) необходимо покрыть горячей олифой за 2—3 раза или покрасить краской либо другим составом, обеспечивающим герметичную защиту соединения. Казеино-цементный клей. В состав казеино-цементного клея входят: 100 вес. ч. казеинового клея (в порошке) марки В-107, 75 вес. ч. цемента марки «200» и выше, 3 вес. ч. антисептика (динитрофенола или оксидифенола). Портланд-цемент, вводимый в состав клея для увеличения водостойкости соединения, должен быть чистым, без песка или каких-либо других примесей. Тонкость помола цемента должна соответствовать марке «000» (на сите 900 отв/см2 остаток должен быть в пределах 0,5—1 %) По данным ЦНИПС введение портланд-цемента не только увеличивает водостойкость соединений, но и уменьшает усадку клеевого шва при высыхании, а также дает возможность производить склейку не чисто обработанных склеиваемых поверхностей. Вместе с тем достигается экономия в расходе казеинового клея. Антисептик вводится для увеличения биологической стойкости клеевого соединения. Приготовление казеиноцементного клея аналогично приготовлению казеинового клея. Применение казеиноцементного клея также можно допустить лишь для изготовления деталей и конструкций, не подвергающихся непосредственному воздействию воды. СМОЛЯНЫЕ КЛЕИ ДЛЯ ДРЕВЕСИНЫ При изготовлении деталей набора, обшивки и палубы деревянных судов применяются только смоляные клеи, обеспечивающие наибольшую прочность и водостойкость клееных соединений. Эти клеи, называемые смоляными несколько условно, приготовляют на основе искусственных смол, получаемых в результате взаимодействия различных химических веществ. Наибольшее значение имеют продукты конденсации фенола и формалина (формальдегида), известные под названием бакелитовых смол или бакелита. Вместо фенола могут быть использованы родственные ему соединения — крезол (трикрезол) и резорцин. Фенольные клеи холодного отверждения. Фенольные (фе-нолоальдегидные) клеи получают путем взаимодействия фенола (карболовой кислоты) или крезола и формальдегида (формалина). При получении фенолоальдегидной смолы фенол и формалин смешивают в определенных соотношениях и нагревают в присутствии катализаторов — веществ, ускоряющих реакцию. В результате реакции получается жидкая смола, которая при определенных условиях переходит из плавкого и растворимого состояния в неплавкое и нерастворимое. Это свойство и используется в технике: для склеивания применяют растворимый продукт, а затем переводят его в нерастворимое состояние, что и обеспечивает получение прочного водостойкого соединения. Переход необратим, т. е. нельзя снова растворить или расплавить затвердевшую смолу. Процесс перехода смолы в неплавкое и нерастворимое состояние в технике называют бакелизацией или отверждением. Отверждение смолы при обычных условиях проходит очень медленно; обычно для этого требуется несколько месяцев. Повышенная температура значительно ускоряет процесс отверждения. Для понижения вязкости и увеличения жизнеспособности клея в него добавляют ацетон или этиловый (винный) спирт; в последнем случае необходимо несколько увеличить открытую выдержку склеиваемых деталей. Для отверждения фенольных клеев обычно применяют предложенный проф. Г. С. Петровым контакт, который представляет собой продукт обработки керосинового дистиллата серной кислотой. Сульфонафтеновые кислоты, входящие в сстав керосинового контакта, способствуют отверждению клея. Фенолоформальдегидные клеи водо-, масло-, бензо- и кислотостойки, а, кроме того, благодаря наличию в клее свободного фенола и формальдегида, обладают биологической стойкостью. Для склеивания деревянных судовых конструкций находят применение фенольные клеи марок: ВИАМ Б-3, КБ-3, КДМ-6, и ЦНИПС-2, из которых наиболее распространен клей ВИАМ Б-3. Смола ВИАМ Б является основной составной частью клея и представляет собой вязкую жидкость, имеющую цвет от желтого до красно-коричневого. Она получается при конденсации фенола и формалина в присутствии едкого бария. В смоле допускается содержание влаги не более 20%, свободного фенола—не более 21%. Смола ВИАМ Б принадлежит к фенолоальдегидным бакелитовым смолам. Сначала она представляет собой растворимый продукт и растворяется ацетоном, а затем, после взаимодействия с керосиновым контактом (отвердителем), становится нерастворимой, чем и обеспечивается соединение склеиваемых деталей. Смолу получают из фенола (100 вес. ч.), формалина 37°/о-ного (100 вес. ч.) и едкого бария (1 вес. ч.). Сначала в аппарат (реактор) загружают фенол и едкий барий, взболтанный в пятикратном количестве воды, и нагревают смесь до 65—70" С. После растворения едкого бария в реактор загружают формалин и перемешивают смесь. Кроме клея ВИАМ Б-3 в судостроении широкое применение может получить клей КБ-3. Клей КБ-3 имеет существенное преимущество по сравнению с клеем ВИАМ Б-3: он содержит меньше свободного фенола (5% вместо 21 %), благодаря чему менее вреден. Однако в нем содержится больше воды (30% вместо 20%), что в ряде случаев, например при выклеивании деталей из тонких заготовок, сказывается на прочности соединений. Марка клея прочность при скалывании, число случаев разрушений по древесине, % от количества образцов прочность при скалывании, кг/см3 число случаев разрушений по древесине, % i от количества образцов ВИАМ 160 80 126 80 Таблица 1
Прочность клееных соединений, выполняемых на клеях ВИАМ Б-3 и КБ-3 Прочность соединений в значительной степени определяется механическими свойствами самого клея. В твердом состоянии клей ВИАМ Б-3 различно реагирует на деформации: при разрыве и кручении он разрушается, как хрупкий материал, при сжатии — как пластичный. Механические свойства клея ВИАМ Б-3, кг/см2 готовый клеевой раствор. Качество клея контролируется по его вязкости. При использовании клея пониженной жизнеспособности с повышенной вязкостью смолы, кроме возможного снижения механической прочности, понижается водостойкость соединения. Фенольные клеи, применяемые в судостроении, должны иметь следующую вязкость по вискозиметру № 36 (сопло № 2 диаметром 5 мм): при склеивании заготовок и деталей вдоль волокон — 30+90°; при склеивании усовых, торцевых и полуторцевых соединений, а также при других сборочных работах — 40-М 20°. При изготовлении судовых деталей применяется, как правило, двустороннее нанесение клея, т. е. клей наносят на обе склеиваемые поверхности. Двустороннее нанесение клея особенно необходимо при склеивании на ус, в полуторец и при склеивании фанеры. Одностороннее нанесение клея может быть допущено при изготовлении неответственных деталей корпуса и его оборудования — заполнителей, брусьев коробчатых стрингеров или подпалубных балок (кар-ленгсов) и т. п. Клей можно наносить вручную — кистями или щетками, движениями в одном направлении — вдоль волокон древесины,— чтобы не было пузырения клея. При двустороннем нанесении клея на 1 м2 каждой склеиваемой поверхности расходуется 250—340 г. клея. Слой клея должен быть равномерным и такой толщины, чтобы текстура древесины была отчетливо видна сквозь него (при этом учитывается и степень прозрачности клея). Запрессовка при склеивании производится с помощью струбцин, цулаг или других приспособлений, в зависимости от размеров и формы склеиваемых деталей. Давление должно распределяться равномерно по всей склеиваемой поверхности. При запрессовке деталей с помощью струбцин или других приспособлений величина давления проверяется по выжиму клея. Минимальный срок выдержки деталей под давлением при температуре 16° С составляет для прямолинейных деталей 6—10 час, а для криволинейных 12—20 час. Склеивание с подогревом. Для возможности склеивания при пониженной температуре воздуха в помещении (10— 16° С), а также для ускорения процесса затвердения клея прибегают к повышению температуры клеевой пленки (не выше 60° С) путем подогрева деталей. Наряду с положительными качествами рассмотренные клеи обладают и существенными недостатками, из которых наиболее важными являются вредное воздействие клеев на организм человека и относительная их дефицитность. Процесс склеивания клеем ВИАМ Б-3. Склеиваемые поверхности листов фанеры, досок или заготовок, предназначенных для склеивания и высушенных до 12—18% влажности, тщательно прострагивают и наносят на них клей. Перед сборкой — наложением намазанных клеем заготовок одной на другую — их выдерживают 5—15 мин., в течение которых происходит пропитка древесины клеем и испарение растворителя. После сборки, до начала приложения давления вторично производят выдержку, на этот раз закрытую, в течение 5—25 мин. При этом заканчивается соединение склеиваемых заготовок, а клей приобретает высокую вязкость, необходимую для того, чтобы избежать выдавливания его при запрессовке. Затем склеиваемые заготовки запрессовывают, создавая давление 2—4 кг/см2, и выдерживают в течение не менее 1—20 час. в зависимости от температуры воздуха в помещении. Во время выдержки под давлением происходит формирование сплошной тонкой (наиболее прочной) клеевой пленки между плотно прилегающими одна к другой деталями. Клей лучше проникает в древесину, а пузырьки воздуха удаляются. По истечении указанного времени прессование прекращают, и детали хранят без давления в течение 12— 32 час. в зависимости от характера дальнейшей обработки деталей и условий их хранения. При этом происходит полное затвердение клея, после чего можно производить обработку склеенных деталей. Жизнеспособность клея ВИАМ Б-3 составляет 3—4 час; в течение этого времени необходимо использовать весь Склеивание с подогревом клеем ВИАМ Б-3 или другим клеем нельзя отождествлять со склеиванием фенолоформальдегидными клеями горячего отверждения. Клеи горячего отверждения используются без добавления специальных отвердителей, в связи с чем применяются главным образом в производствах, где возможно склеивание при температурах выше 100° С (например при изготовлении фанеры). При склеивании с подогревом нагрев склеиваемых заготовок или деталей можно производить в камерах или электронагревател ями. Продолжительность нагрева деталей в камере при температуре воздуха в ней 50—60° С указана ниже: Время выдержки, мин.: Толщина мм па 1 мм толщины дополнительно До 30 2 +30 Общая продолжительность нагревания детали при этом не должна превышать 3 час. Относительная влажность воздуха в камерах для подогрева должна соответствовать абсолютной влажности древесины. Детали, склеенные с подогревом, можно подвергать механической обработке уже через 2 часа после склейки. Для склеивания деталей судовых конструкций с подогревом при температуре 40—60° С могут быть использованы клеи ВИАМ Б-3 и КБ-3, имеющие несколько измененный состав, приведенный в табл. 2. ДЕФЕКТЫ КЛЕЕНЫХ ДЕРЕВЯННЫХ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ Качество клееных соединений можно проверить как в процессе склеивания, так и после строжки, когда будут видны клеевые слои. Наиболее просто качество склеивания определяется по характеру подтеков, образующихся при вытекании избытка клея во время запрессовки, или по непроклеям, трещинам, толщине клеевого шва, пережогам, слабому сцеплению. Ниже рассмотрены указанные дефекты и причины их возникновения. Вязкость клея должна периодически проверяться визуально— по виду струи, сбегающей с лопатки для мешания клея или с кисти. Клей нормальной рабочей вязкости сбегает ровной струей, имеющей лишь несколько большую толщину сверху. Лопатку или кисть такой клей обволакивает ровным слоем, не образуя местных сгустков. Тонкие подтеки клея показывают, что в момент запрессовки клей был слишком жидким. Причинами образования тонких подтеков являются: а) пониженная вязкость клея в момент его нанесения; Причинами отсутствия подтеков клея могут быть: а) слишком тонкий слой клея; отдельные места остались совершенно не покрытыми клеем; В качестве средств, предотвращающих появление указанных дефектов, следует рекомендовать: при повышенной вязкости клея — сокращение сроков пропиток, а при пониженной, наоборот, увеличение. Необходимо также учитывать, что рекомендуемая величина давления запрессовки относится к деталям средних размеров несложной конфигурации, выклеиваемым из тонких досок; для деталей, собранных из толстых досок, необходимо применять повышенное давление, величина которого зависит от качества подгонки досок. При правильной запрессовке и нанесении клея его подтеки распределены равномерно по всей длине клеевого шва, имеют одинаковый характер и умеренную толщину — не слишком толстые или тонкие (как показано на рис. 3,— брусья № 1 и 2; подтеки на брусе № 3 недостаточны из-за слишком тонкого слоя нанесенного клея). Местные непроклеи. Местные непроклеи появляются в рзультате: В практике изготовления отдельных клееных деталей возможно применение одностороннего нанесения клея. В этом случае характер подтеков будет несколько иным: они будут слабее; иногда клей даже не течет струей, а застывает небольшой каплей. Подтеки клея, соответствующие одностороннему нанесению, видны у бруса № 3 (рис. 3). Местные непроклеи должны быть обнаружены еще в начальный период запрессовки (щупом или другим способом), чтобы их можно было своевременно ликвидировать, например увеличением давления. После обработки склеенных деталей непроклеи могут быть выявлены внешним осмотром клеевых слоев. Предотвратить появление местных непроклеев можно только при тщательной подгонке склеиваемых поверхностей, равномерном распределении давления при запрессовке и равномерном нанесении клея необходимой вязкости. Величина зазора между склеиваемыми поверхностями при наложении деталей одной на другую не должна превышать 1—2 мм, а после сдавливания деталей в прессе 0,1—0,3 мм. При этом верхние пределы указанных величин относятся к деталям, имеющим большие размеры или изогнутым в продольном направлении, а нижние — к деталям малых размеров или изогнутым в поперечном направлении. Большие непроклеи. Непроклеи, распространяющиеся на значительные площади, возникают в результате: а) повышенной влажности склеиваемых деталей; Трещины. Трещины в клеевом шве или в древесине вблизи клеевого шва появляются в результате действия больших внутренних напряжений, возникающих вследствие: а) склеивания изделий из материалов повышенной влажности, склеивания деталей с различающейся влажностью и последующей выдержки склеенных изделий при низкой относительной влажности воздуха; Появления трещин в клеевом шве можно избежать, применяя древесину нормальной влажности — не выше 15— 1В%- В случае использования пиломатериалов с различной влажностью разность во влажности склеиваемых заготовок не должна быть более 3—4%. Деформированность в поперечном направлении отдельных досок, из которых выклеивается деталь, должна быть не более 1—2 мм при ширине 140—160 мм. Механической обработке доски подвергают лишь после их сушки. Ненормальная толщина клеевого шва. Толстый клеевой шов (жирное соединение) получается в результате: а) недостаточного давления при запрессовке; «Голодный» клеевой шов — отсутствие клеевой прослойки или слишком тонкая, местами прерывающаяся клеевая прослойка— получается вследствие: а) применения клея пониженной вязкости; Образование толстых или «голодных» клеевых швов можно предотвратить Путем: а) точного определения давления запрессовки с учетом размеров и формы склеиваемых деталей; Пережоги. Пережоги часто происходят при склеивании с подогревом. Бурый и черный цвет подтеков клея и клеевых слоев, имеющих повышенную хрупкость и низкую прочность соединения, а также побурение или обугливание древесины в месте дефекта происходят при слишком длительном нахождении деталей в сушке и при высокой температуре (более 60° С). Во избежание пережогов необходимо установить строгий контроль за продолжительностью подогрева детали и за температурой воздуха в непосредственной близости от детали. При этом необходимо заранее оценить продоложительность подогрева. Слабое сцепление. Слабое сцепление склеиваемых поверхностей — пониженная прочность клеевого шва, очень часто сопровождающаяся трещинами по клеевому шву,— может быть результатом: а) применения недоброкачественного, неправильно приготовленного клея — клея, в который при приготовлении какой-либо из компонентов был введен, например, в недостаточном количестве или плохого качества; в таких случаях брак обычно носит массовый характер; При правильно организованном производстве и должном контроле за технологическими процессами вполне возможно предупреждение рассмотренных дефектов и выпуск высококачественных клееных конструкций. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА КЛЕЕНЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНО-СЛОИСТЫХ ПЛАСТИКОВ В строительной промышленности качество клееных деталей проверяется внешним осмотром, при котором особое внимание обращается на проклейку швов. В случае сомнения в качестве склеивания деталей не менее 1 % готовых клееных деталей подвергают механическим испытаниям на наиболее характерный для работы обследуемой конструкции вид деформации. Испытания проводятся до разрушения по методике, изложенной в соответствующих инструкциях. Деталь или конструкция считается выдержавшей испытания, если разрушение произошло в основном по древесине, но не по клеевому шву, и если коэффициент запаса прочности конструкции окажется не менее указанного в инструкции. В случае, если хотя бы один образец не выдержит испытания, производится вторичный внешний осмотр всех деталей и испытание удвоенного количества образцов. При отрицательном результате повторных испытаний вся партия клееных деталей бракуется. Оценивая приемлемость рассмотренного метода испытания образцов клееных деталей, следует отметить, что осмотр клееных деталей не всегда позволяет выявить их недостатки. Обнаружить дефекты судовых деталей, имеющих большие размеры поперечного сечения, лишь внешним их осмотром— весьма сложно. Кроме того, необходимо учитывать, что в судостроении однотипные детали изготовляются в сравнительно небольшом количестве, поэтому испытывать их на разрушение нецелесообразно. Метод испытания клееных деталей нагрузкой, составляющей некоторую часть от предельно допустимой нагрузки, также неудовлетворителен, поскольку такое загружение не позволит выявить имеющиеся дефекты. Испытание нагрузками, близкими к предельным, может привести к перенапряжению клеевых соединений, и в ряде случаев — к их местному разрушению. Испытание готовых клееных деталей судового набора следует применять лишь при изготовлении их в массовом количестве. Проверку качества клееных деталей судовых конструкций следует производить не только осмотром, но и методом испытания малых образцов, вырезанных из клееных деталей и испытываемых на скалывание, разрыв или другие виды деформаций клеевого соединения. Качество склеивания многослойных деталей набора, например шпангоутов, бимсов, стрингеров и т. п., должно проверяться путем испытания на скалывание стандартных образцов, вырезанных из этих деталей. Для этого, при выклеивании деталей по обоим их концам предусматриваются припуски 150—200 мм. По окончании запрессовки и выдержки детали вне пресса около 3 суток эти припуски от концов детали отрезают и из каждого из них приготовляют по 2—3 стандартных образца, имеющих площадь скалывания по 25 см2. При вырезании из припуска одного образца его следует брать из клеевого слоя, расположенного между первым и вторым слоями досок, т. е. отрезать его от нижних досок, прежде всего уложенных при сборке пакета, или от тех досок, качество склеивания которых, по каким-либо причинам, вызывает сомнение. Стандартные образцы следует испытывать в лаборатории — в специальной машине мощностью 4— 5 т; при отсутствии машины может быть допущено испытание в ручном гидравлическом прессе мощностью 4 т (могут быть использованы прессы, применяемые, например, в школьных физических лабораториях). Проверка качества изготовления деталей, склеенных на ус, должна производиться испытанием образцов, характеризующих качество уговых соединений. Эти образцы могут изготовляться из контрольных деталей, закладываемых в пресс одновременно с изготовляемыми деталями для судна. Контрольные детали должны иметь такие же размеры досок и усового соединения, как и штатные детали корпуса судна. Если склеиваются длинномерные детали, контрольными деталями могут быть обрезки досок. Образцы для оценки прочности усовых соединений могут быть вырезаны непосредственно из припуска детали по ее ширине. В этом случае вырезают три образца (небольших размеров): два с концов и один в середине длины замка — и испытывают их на скалывание. Если размеры припуска позволяют, то вырезают образец для испытания клеевого слоя на растяжение. Может быть также допущено вырезание заготовки образца для испытания прочности усового соединения непосредственно из усового соединения клееной детали. При этом взамен вырезанного участка детали в усовое соединение вклеивается соответствующая заделка. Такой способ проверки качества склеивания соединения следует считать менее удачным, так как даже при весьма тщательной постановке заделки деталь будет иметь некоторое ослабление.
КЛЕИ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ МЕТАЛЛОВ Создание эпоксидных, фенольно-формальдегидных и других смол позволяет осуществлять прочные соединения между металлами, а также между металлами и другими материалами (резиной, пластиками, древесиной и т. п.). Склеивание металлов находит применение во многих отраслях отечественной промышленности. При этом используются различные клеи как на основе эпоксидных смол (ЭД-5 и ЭД-6), так и на основе других веществ (БФ-2, ПУ-2, ПК-5, ВС-350, ВК-32-ЭМ, ВК-32-200, Л-4 и т. д.). а) снизить вес конструкций; Наряду с положительными свойствами склеиванию металлов присущи и существенные недостатки: а) склеивание сложно применять при окончательной сборке конструкций; ствующих клеев, нельзя использовать в конструкциях, работающих при высоких температурах. Эпоксидные клеи. В судостроении для склеивания деталей корпусных конструкций наиболее широкое распространение могут получить эпоксидные клеи, основным компонентом которых являются эпоксидные смолы. Эти клеи можно применять для склеивания не только сталей, алюминия и его сплавов, но также пластмасс и древесины. Эпоксидные клеи наиболее распространены и в иностранной практике; в Чехословакии — это упоны (они продаются как в жидком, так и в твердом виде—в виде палочек); в ГДР — АК-1 и АК-2; в Швейцарии — аральдиты; в США — эпоны, эпифены, эпикоты и др. В случае применения гексаметилендиамина или полиэтиленполиамина склеиваемые детали после отверждения при комнатной температуре в продолжение 24 час следует 4— 6 час. выдержать при температуре 150° С. Склеиваемые поверхности тщательно подгоняют и обрабатывают; перед склеиванием их тщательно очищают от грязи, пыли, ржавчины и следов жира — протирают спиртом и просушивают. КЛЕИ ДЛЯ СКЛЕИВАНИЯ МЕТАЛЛА СО СТЕКЛОПЛАСТИКОМ И СТЕКЛОПЛАСТИКА СО СТЕКЛОПЛАСТИКОМ При постройке судов из стеклопластиков нельзя использовать клеи, затвердевающие при повышенной температуре; отверждение клея должно происходить при температуре не выше 25° С. Ниже приводятся данные по исследованию клеевых соединений на немодифицированных эпоксидных смолах ЭД-5 и ЭД-6, пластифицированных дибутилфталатом. Наполнителями служили волокнистые и порошкообразные материалы: стеклоткань (марки АСТТб-Сг), измельченное стекловолокно, асбест волокнистый (3-й сорт), портланд-цемент и др. — при сдвиге: — при отрыве: При склеивании стеклопластика со стеклопластиком клеями на основе эпоксидных смол ЭД-5 и ЭД-6 были получены следующие показатели: предел прочности при сдвиге 604- 85 кг/см2, а при отрыве 45 +50 кг/см2. Приведенными значениями напряжений можно ориентировочно руководствоваться при расчете соединений клееных металлических конструкций. Эти данные получены для пластика на основе ткани, обработанной адгезионно-гидрофобным составом (использование ткани, необработанной таким составом, не рекомендуется. |
Использование материалов только с разрешения автора сайта
|