Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна




<< назад в каталог

Катер для дальних походов


Большинство начинающих капитанов (кто собирается купить или построить свой катер), рассматривают готовые модели и чертежи с точки зрения эстетики, и скорости. И лишь в последнюю очередь они обращают внимание на экономичность.
А между тем в мире все научные институты, занимающие проектированием больших теплоходов и судов в первую очередь учитывают этот фактор.
Для того, чтобы понять, насколько это важно, приведем простой пример. Скоростной глиссирующий катер с каютой длиной всего 9 метров, оборудуется двигателем, мощностью около 300 лошадиных сил.
Но эти «лошадки» не чета аналогичным двигателям автомобилей. Упор, создаваемый гребным винтом требует серьезно большего крутящего момента. Поэтому, усреднено считают так: расход топлива равен 0,35 литров/на лошадиную силу в час.
Это значит, что 300-сильный двигатель на полном ходу будет расходовать 100 литров топлива!
Кто из будущих капитанов не имеет автомобиль? Сравните! Представьте, что Вам в автосалоне предлагают купить самую крутую иномарку… но с расходом топлива, как у боевого танка. Возьмете?...
Давайте смотреть дальше.
На экономичном ходу тот же наш условный катер будет потреблять «всего» половину максимального расхода. То есть 50 литров в час.
Обычно скоростные прогулочные катера комплектуются баками для горючего в пределах 200 литров. При скорости катера 50 км/час радиус речного путешествия составит всего 200 километров.
Что такое 200 километров для морского путешествия? Ерунда.
На Западе, где не привыкли считать литры, проблема решена довольно просто: любое побережье имеет огромное количество яхт-клубов и марин. В любой из них можно дозаправиться топливом. А в России?
Только вокруг Санкт-Петербурга и еще нескольких прибрежных городов существуют морские заправки. В остальных местах придется действовать по-старинке. С канистрами ловить такси и ехать на бензоколонку.
Такие вот перспективы у речных круизов на скоростных катерах.
Масла в огонь подливает другое модное увлечение – большая килеватость обводов днища.
Спору нет, для скоростных катеров на большой волне килеватость не просто преимущество, а жизненная необходимость.
Но если Ваш район плавания среднее озеро или большая река?
Классические мотолодки заводской постройки еще 60-х годов обладали почти плоским днищем.
Почему? Потому, что плоское дно катера обладает существенно большей подъемной силой. Такой лодке требуется меньший мотор.
Сравните «Казанку», которая отлично ходит под 30-сильным лодочным мотором, и современные катера той же длины, но с килеватостью 16-19 градусов. Для них рекомендуются моторы в 2-3 раза больше. Это значит, что расход топлива растет, да и цена двигателя становится запредельной.
Конечно, на «Казанке» не пойдешь в открытое море. На таком катере нельзя выходить даже в Финский залив, и даже рискованно выходить в открытую Ладогу, чтобы совершить путешествие на Валаам.
Но на внутренних реках и средних водохранилищах катера с малой килеватостью превосходят морских собратьев по любым характеристикам.
Более того, посмотрите на Европу.
Альтернативой глиссирующим катерам там с успехом используют водоизмещающие круизные катера.
При одинаковой цене на строительство лодки, доля двигателя в водоизмещающем катере не более 20%, тогда как на глиссирующем все ровно наоборот.
Это значит, что отказываясь от скорости, Вы можете проектировать и строить катер существенно большего водоизмещения. Это – большее число кают, лучшая обитаемость, свобода и то, с чего начали – радиус речных путешествий.
Водоизмещающий катер на одной заправке способен пройти 1000 миль.
Да, на это ему понадобится в 5 раз больше времени. Но… если учесть время, которое глиссеру придется тратить на поиски и дозаправку горючего, разрыв сократится в 2 раза.
И при этом водоизмещающий круизер – это действительно морское путешествие, а скоростной катер – нечто типа езды на малообъезженном скакуне - отдыхать придется от самого «отдыха».
В Голландии на вторичном рынке можно купить корпус водоизмещающего катера длиной 8-10 метров всего за 5-10 тысяч евро. Даже с дорогой и таможней его цена будет в 3 раза меньше 7-метрового глиссера. При этом в первом случае Вы получаете несколько кают и полноценный капитанский мостик, а на быстроходном катере в лучшем случае конуру-полурубюку и брезентовый дождевой тент.
Никакой речи об обитаемости. Более того, на такой катер не поставить нормальный отопитель. Это значит, что эксплуатировать его можно только в редкие теплые деньки.
А на водоизмещающем круизере можно ходить, пока не встанет лед.
И еще раз о экономии.
Круиз Санкт-Петербург – Валаам – Кижи – Соловки и обратно (3000 км) на скоростном катере займет около 100 моточасов и 5000 литров топлива!
То же путешествие на водоизмещающем судне – 300 моточасов и 1500 литров топлива.
При этом управлять глиссером все время будет капитан, а тихоходный круизер может вести любой юнга. Если в поход отправляется семья, то еще неизвестно, какой из катеров быстрее доберется до цели. И, главное, захотят ли «юнги» отправляться в новый круиз в другой раз. Быть балластом даже на самом роскошном глиссере – скучно.
Однако, для самостройщика может найтись интересный компромиссный вариант. Скоростной катер, с малым расходом топлива и высокой обитаемостью на борту.
Платой частично будет мореходность.
Можно обратить внимание на весьма популярный в Америке проект Black Crown
При длине катера до 9 метров, он имеет круизную скорость до 30 км/час, при двигателе 132 лошадиных силы.
Такое стало возможно потому, что катер легкий (деревянный) и у него почти плоское дно.
Но при этом, имея высокий надводный борт, такой катер способен встречать приличную волну и вполне готов бороться с непогодой на Ладоге.
Если уж совсем некуда торопиться, то можно сделать катер по проекту Брюса Роберста Waverunner 28
Те же 9 метров длины и пара кают, но в водоизмещающем режиме они могут передвигаться и под 20-сильным стационарным двигателем.


<< назад в каталог

Использование материалов только с разрешения автора сайта
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск