Ботик Петра I "Св. Николай" Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна |
ДОРИ Длина наибольшая/по килю, м 4,60/3,50 Чертежи доступны по ссылке: | dori_lodka.rar 1.915 Mb |
«Глостерская чайка» — одна из ныне наиболее распространенных моделей. Лодки этого типа широко используются любителями рыбной ловли и отдыха на воде как в прибрежных зонах Атлантики и Тихого океана, так и на Великих озерах. Секрет этой популярности «чаек» — в отличных ходовых и мореходных качествах, унаследованных от дори прошлого века, на которых добывались треска и палтус, в изобилии обитавшие тогда на отмелях Атлантического океана. Конструкция лодки проста и может быть осуществлена даже неискушенным в малом судостроении человеком. При наличии необходимых материалов лодку можно построить за несколько выходных дней. И можно заверить читателей: по-строивший «Глостерскую чайку» не будет раскаиваться, где бы потом ни довелось плавать на этой лодке: О лодках этого типа рассказывалось в статье Д. А. Курбатова „Дори — лодка из прошлого века", опубликованной в „КЯ" № 60 2 за 1976 г.). В № 80 (№ 4 за 1979 г.) приводились чертежи моторной лодки „Каролина" длиной 5,87 м. объединяющей в себе достоинства мореходной дори и скифа — лодки для мелководных заливов и рек она пригодна и для спокойной реки, и для выхода в морской залив. «Чайка» имеет характерные для всех лодок типа дори стройные обводы. Узкое и сильно заостренное в оконечностях плоское днище обладает минимальной смоченной поверхностью; оно идеально обтекается водой при тех сравнительно невысоких скоростях, которые могут быть развиты на обычной гребной лодке. Поэтому «Глостерская чайка» легко идет на веслах даже с солидной полезной нагрузкой. Опытный гребец легко преодолевает на ней мощное встречное течение в устьях рек и прибойную волну при выходе в море с пляжа. Небольшой подъем днища в носу и корме улучшает поворотливость лодки и ее проходимость при движении на мелководье. Сравнительно низкий надводный борт не является недостатком, так как компенсируется значительным развалом бортов и скрадывается седловатостью линии борта, т. е. заметным подъемом бортов в оконечностях. Когда идешь на этой лодке против волны, ее нос легко врезается в воду, а по мере погружения в гребень — благодаря резкому увеличению ширины и объема погруженной части корпуса возрастает гидростатическая сила поддержания, которая выталкивает лодку вверх. И эта картина одинакова по всей длине корпуса, где бы ни проходил гребень волны. Если лодка получает крен, то благодаря тому же развалу бор¬тов наружу ширина ватерлинии с увеличением крена увеличивается и соответственно возрастают силы, препятствующие дальнейшему накренению лодки. В то же время, как и все дори с их узким днищем, «Глостерская чайка» обладает своенравным характером, к которому нужно приспособиться: имеется в виду повышенная валкость — чувствительность к перемещению пассажиров с места на место, особенно по ширине лодки. (Известны случаи, когда при неосторожном поведении неопытных пассажиров дори «избавлялись» от них, после чего тут же вставали на ровный киль). Иметь достаточный запас остойчивости помогает низкое расположение пассажиров: все банки-сиденья имеют высоту от днища всего 150 мм, благодаря чему центр тяжести экипажа располагается сравнительно низко. Еще одно достоинство лодок типа дори при плавании на волне — хорошая устойчивость на курсе, обусловленная практически симметричными относительно миделя формами корпуса; этому способствует также и развитый по площади плавник, закрепленный под днищем в корме. Конструкция корпуса рассчитана на применение для наружной обшивки водостойкой фанеры толщиной 10—12 мм на днище и 8—10 мм на бортах. В публикуемых чертежах предусмотрена практически безнаборная конструкция — только с одним мидель-шпангоутом (шп. 4) и двумя днищевыми флорами (шп. 2 и 6). В плоскости мидель-шпангоута делается стык двух бортовых листов в США стандартный лист фанеры имеет длину 8 футов — 2,44 м. Стык выполняется на планке шириной 100 мм из той же фанеры, что и листы обшивки.
Лодка собирается традиционным способом — вверх килем на стапеле, сооруженном из пары параллельных брусьев. Предварительно собирают семь поперечных лекал и транец, заготавливают форштевень, скуловые и привальные брусья. Размеры лекал на чертеже указаны без толщины наружной обшивки. С обвязки транца малка снимается предварительно (по размерам чертежа); кромки лекал обрабатывают — малкуют — после установки их на стапеле и врезки скуловых брусьев. Для контроля правильности установки лекал на каждом из них необходимо нанести риски положения линии борта и диаметральной плоскости. Когда положение лекал тщательно выверено и они надежно закреплены к стапелю, врезаны скуловые стрингера и сняты малки, к лекалам прикладывают и временно крепят к ним при помощи струбцин заранее склеенные до нужной длины заготовки бортов. С внутренней стороны обшивки на эти заготовки выносят риски положения линии борта на каждом лекале и обчерчи-вают верхнюю кромку скулового стрингера. Для контроля положения листа по длине прочерчивают линию по одной из кромок миделевого лекала. Сняв затем листы бортовой обшивки с набора, проводят с помощью гибкой рейки, приложенной к рискам линии борта, плавную кривую, опиливают листы по кромкам, оставляя припуск 3—4 мм на окончательную строжку. Вновь ставят борта на место и крепят их к форштевню, скуловому стрингеру, транцу и мидель-шпангоуту окончательно — на клею и шурупами. На остальных лекалах листы удерживаются на месте струбцинами или при помощи небольших брусочков, закрепленных к лекалам по линии борта, как показано на рисунке. Закрепив сначала лист на миделе, подтягивают его концы у транца и штевня. В носу полезно использовать простое приспособление, состоящее из двух струбцин и кничек. Прострогав днищевые кромки бортовой обшивки вровень со скуловыми стрингерами, накладывают на лекала склеенный по длине лист днища и обчерчивают его по контуру у скулы. После опиловки лист ставят на место, закрепляя на клею и шурупах к скуловым стрингерам и флорам на шп. 2, 4 и 6. Кромки днищевого листа прострагивают по радиусу с тем, чтобы впоследствии можно было оклеить днище и скулы стеклотканью. Теперь можно поставить на место привальные брусья (их лучше всего сделать из дубовых реек). Днище оклеивается стеклотканью, затем корпус снимается со стапеля. Технология оклеивания и окраски корпуса достаточно подробно описана в изданном в конце прошлого года издательством «Судостроение» «Справочнике по катерам, лодкам и моторам». Оборудование корпуса несложно. Внутрь него вставляют три банки, для крепления которых нужно предварительно поставить на борта на клею и шурупах продольные рейки— подлегарсы. К бортам же крепятся и три планочки — упоры для ног и подкрепления для подуключин. Лодка снабжается двумя парами подуключин, что дает возможность или грести вдвоем, или выбрать наиболее удобное для гребли одной парой весел место в зависимости от нагрузки лодки. Если лодку предполагается оснастить парусом, полезно еще одну — дополнительную пару подуключин поставить в районе шп. 6. Вставив в уключину на этом месте весло с подветренного борта, можно будет управлять лодкой при ходе под парусом. Фигурный вырез в транце также может быть использован для рулевого весла, однако чаще всего весло ставят сюда для того, чтобы галанить (способ гребли, при котором лопасти весла придают движения, аналогичные движениям рыбьего хвоста). Еще одна необходимая деталь оборудования — рым, закрепленный изнутри на форштевне для носового швартовного конца-фалиня. Дори— типично гребная лодка, но многие, плавающие на ней, оснащают ее парусом, что позволяет расширить возможности отдыха на воде да и район плавания. Для «Глостерской чайки» будет, пожалуй, оптимальным вариантом установка шпринтового паруса площадью 3,65 м2 от детского швертбота класса «Оптимист». Такое вооружение просто в изготовлении и эксплуатации. Парус управляется всего одной снастью — гика-шкотом. В случае необходимости можно моментально обезветрить парус, отпустив шкот, а затем, освободив от крепления нижний конец диагональной распорки — шпринта, уменьшить его площадь наполовину. Достоинством вооружения «Оптимиста» является также отсутствие стоячего такелажа — вант и штага. При переходе на весла несложно снять парус вместе с мачтой, гиком и шпринтом и уложить в лодку. Вес всей оснастки не превышает 6 кг, однако на лодке для надежного крепления мачты придется установить дополнительную банку с гнездом — вырезом — для мачты; эта банка ставится на уровне не ниже 200 мм над штатной носовой банкой и крепится концами к приклеенным по бортам подлегарсам. Для возможности хождения под парусом острыми по отношению к ветру курсами лодку необходимо снабдить швертом, который вставляется в узкий колодец, закрепленный к днищу. И шверт и колодец можно изготовить из водостойкой фанеры, как показано на эскизе. Дополнением парусного вооружения может быть навешенный на транец руль с подъемным румпелем, но, как уже говорилось выше, лодкой можно управлять и с помощью весла. |
Использование материалов только с разрешения автора сайта
|