Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна




<< назад в каталог

Развитие конструкций и технологий подвесных моторов для маломерных судов.
Дизельное Топливо.

Развитие конструкции и технологии производства подвесных моторов и угловых Z образных передач сделало возможным создание ряда оригинальных  двигательно-движительных комплексов, рассчитанных на применение на парусных яхтах и судах некоторых других типов, где возможна установка колонки не откидывающейся конструкции. В середине 1976 r. шведская фирма «Вольво Пента» выпустила на рынок малогабаритную дизельную установку с колонкой «110 S» ("Сэйл"), которая представляет собой усовершенствованную модель установки «100 S», выпускавшейся в течение трех предыдущих лет. В новой конструкции дизель и колонка смонтированы в один агрегат , поставляемый вместе с жесткой фундаментной плитой, изготовленной из пенопласта и стеклопластика. Монтаж агрегата на корпусе пластмассовой яхты не вызывает затруднений, В днище вырезается отверстие по размеру поперечного сечения колонки. Нижняя поверхность уложенной сверху на днище фундаментной плиты причерчивается по обводам корпуса, а затем опиливается и тщательно подгоняется к днищу. Плита ставится на место на эпоксидном связующем и приформовывается к днищу полосами стеклоткани по периметру. В корпусе необходимо сделать еще одно отверстие (уже выше ватерлинии) для газо выхлопа и можно ставить агрегат на место. Зазор между корпусом колонки и фундаментом уплотняется при помощи манжеты из маслостойкой резины на неопреновой основе, арми- рованной двумя слоями синтетической ткани, обжимаемой металлическим фланцем. Манжета одновременно является амортизатором, благодаря которому вибрация корпуса колонки не передается наружной обшивке яхты и существенно снижается структурный шум при работе двигателя. С той же целью снижения шумности весь агрегат крепится к фундаменту на трех резинометаллических амортизаторах, а выхлопной трубопровод изготовлен из гибкого негорючего шланга. Конструкция силовой передачи аналогично примененным в стандартных поворотно откидных колонках «Акваматик» (см. «КЯ» N2 27, 1970 r.). Реверсивное устройство включает патентованную конусную фрикционную муфту, скользящую на шпонке по вертикальному валу и обеспечивающую передачу крутящего момента через одну из шестерен (они находятся в постоянном зацеплении с зубчатым колесом на верхнем ведущем валу колонки). Верхний вал соединяется с выходным валом дизеля через эластичную муфту. Обе зубчатые передачи работают в масляной ванне, причем уровень масла контролируется при помощи фут WTOKa в верхней части корпуса колонки. Забор охлаждающей воды осуществляется через отверстия в нижней части корпуса колонки; после циркуляции в системе охлаждения двигателя и кожухе охлаждаемого глушителя вода впрыскивается в газовыхлопную трубу (это также способствует снижению уровня шума работающего дизеля). Профиль поперечного сечения подводной части колонки выбран после тщательных испытаний в опытном бассейне; видимо, не без оснований в рекламном каталоге фирмы утверждается, что на ходу под парусами колонка оказывает меньшее сопротивление, чем гребной вал и кронштейн при традиционной установке двигателя. Для яхт, участвующих в гонках, колонки снабжаются гребными двухлопастными винтами с лопастями, автоматически складывающимися при остановке дизеля. Между ступицей винта и корпусом колонки установлен цинковый протектор, обеспечивающий эффективную защиту деталей от электрохимической коррозии. Кроме того большое внимание уделено антикоррозийному покрытию всех деталей. К достоинствам установки можно отнести возможность монтажа дизеля как в нос, так и в корму от вертикальной оси колонки, в зависимости от особенностей планировки яхты или требований центровки. Колонка ,,110 S" комплектуется одним из четырех малогабаритных дизелей "Вольво Пента): одноцилиндровым "MD5A,) мощностью 7,5 л.с. (вес агрегата в сборе 128 Kг), двухцилиндровыми "MD7A" 13 л.С. (192 Kг) и "MD11C,, 23 Л.С. (247Kг) или трехцилиндровым "MD17C) 35 л.С. (317 Kг), Все эти дизели четырехтактные, рассчитанные на работу при номинальном числе оборотов 2500 об/мин; они имеют чугунные блок и головки  цилиндров, снабжены глушителями на всасывании и термостатами для регулирования температуры охлаждающей воды. Управление подачей топлива и реверсом сблокировано в одной рукоятке, что, помимо удобства для рулевого, обеспечивает еще и мягкое переключение реверсивной передачи на пониженных оборотах дизеля. Стандартная поставка включает также 40-литровый бак для топлива ; этой емкости хватает для непрерывной работы дизеля "MD 5А" в течение 19 ч.

Продолжение следует…

 


<< назад в каталог

Использование материалов только с разрешения автора сайта
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск