Ботик Петра I "Св. Николай" Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна |
RS-1 « Colin Archer» Гений конструктора Архив с чертежами доступен по ссылке: | rs_1.rar 670 Kb | Норвегия. Вторая половина 19-го века. Тяжелейшие условия жизни не останавливали людей в освоении неприветливых каменистых фиордов, разрезавших побережье как черные глубокие раны. Море - вот что тянуло сюда людей. Только море было способно прокормить, одеть, дать работу сотням и тысячам среди голых и серых скал. Оно же и собирало дань. Год за годом десятки рыболовецких лодок не возвращалось к родным берегам. Робкие попытки подстраховывать себя гребными спасательными суденышками , как правило, успехом не заканчивались. Рыбаки теряли суда, каждый выход в море был сопряжен с риском для жизни. Практически до конца столетия , в отличие от стран- соседей, побережье не было охвачено единой сетью спасательных служб, и морякам, как прежде приходилось надеяться только самим на себя да на плечо друга Много лет помыслы создать всепогодное спасательное судно не оставляли в покое и Колина Арчера – норвежского конструктора и корабельного архитектора. В 1870 году он создает такую лодку, называет ее «Minnie». Многие шкиперы, ходившие на ней высоко оценивают его работу. Однако мастер недоволен и продолжает искать пути для решения основной, поставленной перед собой задачи – создание всепогодного, сверхнадежного судна, способного идти и в шквал и при легком дуновении ветра. Спустя год увидел свет новый корпус, названный «Thor». Сейчас мы знаем, что именно он послужил прототипом практически для всех корпусов, построенных впоследствии Арчером . Начиная с 1876 года все проекты базируются на теории «волновых линий», разработанной Британским инженером John Scott Russell . Много проектируя и строя, Арчер никогда не отступал от главных приоритетов при изготовлении судна – это предельная безопасность и надежность. Все было подчинено этой цели. И люди готовы были платить больше, но получать крепкие и надежные суда. В 1891 году создается Норвежская Ассоциация спасательных судов и вслед за этим объявляется конкурс на лучший проект спасательного судна. Фактически же - за несколько лет до этого события Колин Арчер уже вел разработки по созданию и воплощению такого проекта в жизнь. И, как результат, спустя два года в 1893 году , в конце июля ,на его верфи в Larvik сходит со стапелей первенец его легендарной серии спасательных ботов- RS-1, названный в честь своего создателя «Colin Archer». Вооруженный как «Кеч» , бот нес гафельный грот, mizzen (парус малой мачты), стаксель , кливер и топсель., набирая общую парусность в 110 м.кв. Длина без бушприта – 13,95 м.,ширина – 4,65 м., осадка – 2,25 м., с характерным кормовым дифферентом. В первый же год своей службы он настолько показал свое искусное исполнение, что безоговорочно был принят как прототип для целого семейства спасательных ботов, строившихся в Норвегии в продолжении последубщих 30 – лет! Литер «RS», обведенный черным кругом, никогда более не менялся на парусах спасателей. Менялись только порядковые номера, соответствующие очереди появления на свет очередного судна. Но однажды присвоенный – он навсегда оставался номером своего бота. После 40 – летней безупречной службы на страже жизни в море, «Colin Archer RS-1» был безжалостно продан. А на его счету осталось: В 1961 году судно было обнаружено в Соединенных Штатах. После многих лет пребывания в частных руках оно было в ужасном состоянии, его уступили за одну (!) тысячу долларов. Корпус был доставлен в Норвегию. В процедуре возвращения легендарного спасателя участвовал и Knut Gunn von Trepka – судьба которого с тех пор неразлучно связана с «Colin Archer RS-1». Практически все сбережения ушли на восстановление прежнего корпуса. И Бот был восстановлен! В 1972 году его приобретает Норвежский Морской Музей, но Knut Gunn von Trepka так и остается по сей день бессменным шкипером судна. В 1977, 1993 годах после тщательного осмотра были проведены дополнительные восстановительные работы, и корпус окончательно принял первозданные цвета и облик. Впоследствии был установлен двигатель и последние навигационные системы. В настоящее время судно радует своим ходом тысячи людей влюбленных в паруса и море. Я привожу чертежи, взятые из журнала «Катера и Яхты», по которым, надеюсь, будет построена не одна замечательная модель поистине легендарного спасателя. Добавлены так же фотографии готовой модели, выполненной Норвежским парнем по имени Gunnar Karlstad . Думаю что наши модели будут не хуже! Всем заинтересованным могу предоставить(абсолютно безвозмездно) достаточное количество фотографий как подлинника так и построенных в наши дни копий «Colin Archer RS-1». © А. Бойцов, Томск, 2006 г. Использованные материалы: |
Использование материалов только с разрешения автора сайта
|