Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна




<< назад в каталог

RS-1 « Colin Archer»

Гений конструктора
Колина Арчера (
Colin Archer)
 

Архив с чертежами доступен по ссылке: | rs_1.rar 670 Kb |
© А. Бойцов, Томск, 2006 г
.

        Норвегия. Вторая половина 19-го века. Тяжелейшие условия жизни не останавливали людей в освоении неприветливых каменистых фиордов, разрезавших побережье как черные глубокие раны.  Море - вот что тянуло сюда людей. Только море было способно прокормить, одеть, дать работу сотням и тысячам  среди голых и серых скал.  Оно же и собирало дань. Год за годом десятки рыболовецких лодок не возвращалось  к родным берегам. Робкие попытки подстраховывать себя  гребными спасательными суденышками , как правило, успехом не заканчивались. Рыбаки теряли суда,  каждый выход в море был сопряжен с риском для жизни. Практически до конца столетия , в отличие  от стран- соседей, побережье не было охвачено единой сетью спасательных служб, и морякам, как прежде приходилось надеяться только самим на себя да на плечо друга

          Много лет помыслы создать всепогодное спасательное судно не оставляли в покое и Колина Арчера – норвежского  конструктора и корабельного архитектора. В 1870 году он создает такую лодку, называет ее «Minnie». Многие шкиперы, ходившие на ней  высоко оценивают его работу. Однако мастер недоволен и продолжает искать пути для решения основной, поставленной перед собой задачи – создание всепогодного, сверхнадежного судна, способного идти и в шквал и при легком дуновении ветра. Спустя год увидел свет новый корпус, названный  «Thor». Сейчас мы знаем, что именно он послужил прототипом практически для всех корпусов, построенных впоследствии Арчером .  Начиная с 1876 года  все проекты базируются на теории «волновых линий», разработанной Британским инженером John Scott Russell . Много проектируя и строя, Арчер никогда не отступал от главных приоритетов при изготовлении судна – это предельная безопасность и надежность. Все было подчинено этой цели. И люди готовы были платить больше, но получать крепкие и надежные суда.

          В 1891 году  создается Норвежская Ассоциация спасательных судов и вслед за этим объявляется конкурс на лучший проект спасательного судна. Фактически же - за несколько лет до этого события Колин Арчер уже вел разработки по созданию и воплощению такого проекта в жизнь. И, как результат, спустя два года в 1893 году , в конце июля ,на его верфи в Larvik  сходит  со стапелей первенец его легендарной серии спасательных ботов- RS-1, названный в честь своего создателя «Colin Archer».  Вооруженный  как «Кеч» , бот нес гафельный грот, mizzen (парус малой мачты), стаксель , кливер и топсель., набирая общую парусность в 110 м.кв. Длина без бушприта – 13,95 м.,ширина – 4,65 м., осадка – 2,25 м., с характерным кормовым дифферентом.  В первый же год своей службы он настолько показал свое искусное исполнение, что безоговорочно был принят как прототип для целого семейства спасательных ботов, строившихся в Норвегии в продолжении последубщих 30 – лет! Литер «RS», обведенный черным кругом, никогда более не менялся на парусах спасателей. Менялись только порядковые номера, соответствующие очереди появления на свет очередного судна. Но однажды присвоенный – он навсегда оставался номером своего бота.

          После 40 – летней безупречной службы на страже жизни в море, «Colin Archer  RS-1» был безжалостно продан.

А на его счету осталось:
спасенных людей – 236,
спасенных судов – 67
оказание незаменимой помощи 1522 судам, несшим в общей сложности, 4500 команд !

           В 1961 году  судно было обнаружено в Соединенных Штатах. После многих лет пребывания в частных руках оно было в ужасном состоянии, его уступили за одну (!) тысячу долларов.

           Корпус был доставлен в Норвегию. В процедуре возвращения легендарного спасателя участвовал и Knut  Gunn von Trepka – судьба которого с тех пор неразлучно связана с «Colin Archer  RS-1». Практически все сбережения ушли на восстановление прежнего корпуса. И Бот был восстановлен! В 1972 году  его приобретает Норвежский Морской Музей, но         Knut  Gunn von Trepka  так и остается по сей день бессменным шкипером судна. В 1977, 1993 годах после тщательного осмотра были проведены дополнительные восстановительные работы, и корпус окончательно принял первозданные цвета и облик.

Впоследствии был установлен двигатель и последние навигационные системы. В настоящее время судно радует своим ходом тысячи людей влюбленных в паруса и море.

Я привожу чертежи, взятые из журнала «Катера и Яхты», по которым, надеюсь, будет построена не одна замечательная модель поистине легендарного спасателя. Добавлены так же фотографии готовой модели, выполненной Норвежским парнем по имени  Gunnar Karlstad . Думаю что наши модели будут не хуже!

          Всем заинтересованным могу предоставить(абсолютно безвозмездно) достаточное количество фотографий как подлинника так и построенных в наши дни копий «Colin Archer  RS-1».

    © А. Бойцов, Томск, 2006 г. 

Использованные материалы:
Норвежские сайты морской тематики;
Сайт Норвежского Морского Музея ;
Чертежи  журнала «Катера и Яхты»; 
                                       


<< назад в каталог

Использование материалов только с разрешения автора сайта
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск