Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна



<< назад


Весок.
Поверки помощию веска

Использован материал (стр.102-104, 107-111) и чертежи (Атлас рисунков)
из труда:
«Начертание правил Плотничнаго мастерства, для учеников мастерских рот учебнаго морскаго рабочаго экипажа, составлинном сего экипажа капитаном Дементьевым, и одобренное ученым комитетом главнаго морскаго штаба Его Императоскаго величества. Часть 1. О Инструментах и употреблении оных», СанктПетербург, В типографии Временнаго Департамента Военных Поселений, 1834 г.

лексика и грамматика оригинала оставлены без изменений (А.Б.)



Как установить штевни, чтобы они находились в одной плоскости с килем и в вертикальном положении, в отношении к ширине корабля? ФИГ.107

Должно провесить форштевень, который уже поднят на место; для чего в верхнем конце его, в середину ширины, укрепляют гвоздем конец тоненькой веревки, стекленем называемой, а другой конец укрепляют на киле, в средине его ширины, в некотором расстоянии от штевня или около середины длины киля; так чтобы стеклень был сколь можно вытянут; потом привязывают на стеклень отвесную нитку, коей весок был бы спущен до киля, и смотрят, бьет ли весок в средину ширины, которая прорезана вдоль всего киля, или нет; ежели бьет, то форштевень установлен верно по средине корабля, если же нет, то посредством подстав должно его установить по надлежащему. Точно таким же образом устанавливается и провешивается и ахтер-штевень. Провешиваются также штевни, не каждый порознь, а одним разом оба, ФИГ. 108 следующим образом: натягивается стеклень во всю длину судна, от верняго конца форштевня до верхняго конца ахтер-штевня; но в сем случае должно привязать к оному два отвеса, в некотором значительном разстоянии один от другаго, и ежели они бьют верно в средину ширины киля, то штевни установлены в надлежащем положении.

На что при сем случае должно еще обращать внимание?

На то, что при провешивании штевней, надобно чтоб стеклень был вытянут сколь можно туже, и отвес употреблять большой, дабы при ветре его не сносило; впрочем, при сильном ветре, лучше проверку оставить, иначе или встретишь большое затруднение или или легко можешь ошибиться, поелику весок от ветра не может остановиться и будет безпристанно качаться, следовательно не определить постоянной точки.

Как провешиваются прямые шпангоуты? ФИГ.109

Положим, что прямой шпангоут поднят на киль и установлен поперег онаго; следует поверить, не уклонился ли он в которую либо сторону более; для сего привяжи отвесную нитку к средине верхняго шергеня и опусти оную до киля, и когда отвес будет бить в среднюю линию киля, то шпангоут в отношении к ширине судна, плоскостию своею установлен верно; но что касается до проверки, не уклонился ли он от перпендикулянаго направления к килю, по длине судна, то сие поверяется уже не просто отвесною нитью, но с помощию доски, к коей она привязывается. Доска сия называется отвесною.

Как делается отвесная додска? ФИГ.110

Чтобы сделать отвесную доску, должно взять дощечку, длиною около 1 аршина, толщиною в 1 дюйм, и выправить ее так, чтобы имела ровную ширину в обоих концах, а кромки выстругать верно по нитке; потом во средине широкой стороны, прочертить прямую линию, на коей, отступя несколько опять от края или верхняго конца доски, провертеть дирочку для отвесной нитки, которой длина равна длине доски, и провесить к другому концу отвес; от сей дирочки прочертить еще прямые линии по обе ея стороны к низу, так чтобы оныя с среднею линиею составляли углы, равные уклону корабля, то есть: на два фута длины, на 1,1\2 дюйма уклона, и таким образом отвесная доска будет готова.

Как провесить прямой шпангоут, чтобы узнать в перпендикулярном ли положении находится плоскость его к килю? ФИГ. 111

Положим, что прямой шпангоут поднят на место и установлен, как поперег киля, так и в отношении к ветвям его, верно - остается только провесить, в перпендикулярном ли положении находится плоскость его к килю; полагая как обыкновенно, что все суда строятся наклонно к воде, должно взять отвесную доску и приложить кромкою к прямой стороне шпангоута с кормовой стороны, и смотреть, получит ли весок направление по линии, изображающий на доске угол уклона; в таком случае ветвь шпангоута установлена верно; точно тоже сделай и с другою ветвию шпангоута; Ибо, легко может случиться, что оныя покосятся и не будут находиться в одной плоскости.

Как назначить на отвесной доске линию, изображающую угол уклона, когда уже поставленные стапель-блоки по уклону поверены? ФИГ. 112

Для сего нужно взять 3-х саженную доску, в 2 дюйма толщиною , выправить ее равную ширину и кромки как можно вернее по нитке выстругать; когда доска таким образом будет приготовлена, то положи ее ребром на средины стапель-блоков; потом возьми приготовленную для отвесной доски дощечку, на коей уже средняя линия прочерчена - и шнурок с веском как следует привязан; поставь сию последнюю торцом, который должен быть верно отрезан под прямым углом к ромке, и смотря какое направление примет шнурок в сем положении, заметь точкою, чрез которую прочерти прямую линию, согласно направлению шнура, что и покажет угол уклона.

 

Что называется веском? ФИГ. 102

Веском называется свинцовая или железная небольшая гирька, имеющая вид конуса; привязанная срединою своего основания к шнуру или меловой нитке таким образом, чтобы она висела вершиною к низу, по направалению шнура.

Для чего весок имеет сей вид?

Для того, что острием его вершины вернее показывается: направление шнура согласно ли оно точке, для которой штука привешивается.

Каких родов бывают вески?

Двух родов: маленькие и большие. Первые имею вышину 1,1\2 дюйма, а последние 3 дюйма.

В каких случаях употребляются вески?

...При кораблестроении же, еще больше должно соблюдать сию верность, дабы дать бокам корабля, имеющим выпуклую поверхность, совершенное единообразие: что не иначе можно с успехом выполнить, как поверкою веском.





<< назад

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск