Ботик Петра I "Св. Николай" Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна |
О делании веревок
|
Цитирую
здесь Гамалею Платона Яковлевича. Труд его на 12
лет старше труда Глотова А.Я, |
210. 211. Из таковых нитей делаются все веревки, начиная от самых тонких линей, до самых толстых канатов. Веревки бывают белыя и смоленыя. Для первых, без всякаго приуготовления употребляются нити вышедшия из рук прядильщика. Но для вторых, основывают во первых несколько нитей вместе, которыя составляя так называемую вицу, пропускаются сквозь горячую смолу, дабы каждая нить ею напиталась, и из сей вицы берут уже сколько нужно нитей для соделания смоляной веревки. 212. Господин Дюгамель многими опытами показал, что белая веревка крепче и прочнее чем смоленая; и сие вероятно по той причине, что смола ссыхаясь, приводит в отверделость пеньковые волокна, и делает их ломкими. Но с другой стороны, смола предохраняет веревки от воды; и те же опыты показали, что смоленая веревка лучше и с большею крепостию нежели белая выдерживает попеременную мокроту и сухость; притом, смола в тесные пределы заключает упругую силу пеньки, и не позволяет веревке много сжиматься от сырости, что, особливо для стоячего такелажа, было бы весьма вредно. По сим причинам все корабельные снасти, исключая весьма малое число белых веревок, а именно, штур-троса, сигнальных фалов, лаг-линей и лот-линей, делаются из смоленых виц, и сверх того, весь стоячий такелаж обмазывается смолою. 213. Когда желают соединить несколько нитей вместе, чтобы оне составили одну веревку; то вопервых свивают сии нити больше, нежели сколько оне прядильщиком были свиты: от чего каждая из них получает силу упругости, дейстием которой стремится она развиться в противную сторону своего свития. Потому все сии нити сближаются между собою, и приводятся в движение машиною таким образом, что оне стремясь развиться навертываются одна на другую. Сие действие машины продолжается до тех пор, пока сила упругости нитей, которая по мере развивания их уменьшается, не сравниться с беспрерывно увеличивающимся сопротивлением, которое есть ничто иное как усилие производимое для скручения их всех вместе. тогда все нити составляют одну веревку, которая по причине сказаннаго равновесия сил, никогда уже сама собою не развивается. 214. Две нити парусной пряжи свитыя вместе сотавляют тонкую веревочку называемую марлинь. Лордень также делается из двух нитей, но сии нити прядутся не из чистой пеньки, а их вычесок, и потому бывают гораздо толще парусной пряжи, для которой самая чистая пенька употребляется. Из трех нитей парусной пряжи свивается юзинь. 215. Все другия веревки не просто свиваются, но спускаются посредством особаго орудия называемаго чурка, , которая есть ничто иное как кусок дерева обделанный на подобие отрезаннаго кона, и имеющий толщину соразмерную толщине спускаемой веревки: на поверхности сего кона подлине его делаются три или четыре жолоба, смотря по числу прядей или стренд, из коих должна состоять веревка. Но приметим во первых, что двояко веревки спускаются: одне тросовой, а другия кабельной работы называются; и как те так и другия бывают о трех и о четырех стрендах. 216. Предложим сначала о тросовой трех-стрендной работе. Берется число нитей потребное к составлению веревки, которое узнается по тому, что когда сии нити будут порядочно приложены и прочно сжаты одне с другими, обвод их объемлющий должен быть равен или немногим больше толщины предполагаемой веревки: ибо хотя при спуске оной, нити прижмутся одна к другой плотнее, нежели как просто рукою сие сделать можно, но в замену того, оне от кручения укоротятся, и прибавка в толщину возноградит сие уменьшение их длины. Сие число нитей разделяется на три равныя части называемыя пряди или стренды, из которых каждая особо крутится. Потом все три стренды оконечностями своими прилегаются к жолобам чурки, и по мере того как оне по обращения машины навертываются одна на другую, чурка удаляется от прежняго своего места, разделяя всегда стренды и простираясь вдоль оных, пока другаго конца их не достигает. Сим образом спускается всякая веревка тросовой работы в три стренды. 217. Стеклень спускается из шести нитей парусной пряжи в три стренды, имея в каждой по две нити; толщина его есть 1\2 дюйма. Лини бывают в 6, 9 и 12 нитей вантовой пряжи, и имеют толщину от 1\4 до 1, 1\4 дюйма. Все сии и прежде описанныя мелкия веревочки, исключая белых линей, по спуске их купаются в смоле. Оне делаются длиною от 28 до 45 сажень*** (1 сажень = 2,1336 м ., прим.А.Б.); и в вооружении корабля употребляются на бензели, найтовы, тренсинги и клетенги; но тренсинг и клетенг кладутся иногда из шкимушки или шкимушгара, который свивается из 2,3 или 4-х каболок стараго распущеннаго такелажа. 218. Собственно называемые тросы делаются толщиною от 3\4 до 12 дюймов; самые тонкие из вантовой, а прочие из ровной пряжи. Всем им дается длина на 100 сажен, а для сего нити основываются во 140 сажен; ибо каждая их них, при свивании стренды, и потом при спуске троса, укорачивается на 2\7 или почти на 1\3 своей длины. Тросы употребляются на весь бегучий такелаж, на стропы к блокам и на канатные стопора, а самые тонкие из них идут на бензели, найтовы и выбленки. Лик- тросы, коих толщина есть от 3\4 до 5, 3\4 дюйма, делаются из парусной пряжи, и для доставления им большей мягкости, слабее обыкновенных тросов спускаются. 219. Три стренды спущенныя в в один трос прижимаются плотно одна к другой, и ни малейшей пустоты в оси веревки не оставляют. Но четыре стренды не могут быть сжаты так плотно: всегда остается между ними некоторая пустота, которая спуск веревки весьма затрудняет; ибо стренды обвиваясь в сем случае около пустой оси, потребно немалое искусство, чтоб им всем дать правильное и единообразное положение и равное напряжение; при большем же напряжении одной стренды пред другими, крепость всей веревки ослабевает. Сего ради обыкновенно четырех-стрендные тросы спускаются с сердешником, который долженствуя составить ось веревки, проходит сквозь чурку в диру по оси ея направленную; стренды же обвивающиеся около сердешника разделяются чуркою прилегая к четырем ее боковым жолобам. Толщина сердешника бывает вполовину толщины каждой стренды; и посему число нитей потребное для предполагаемаго четырех-стренднаго троса делится на пять частей, из коих четыре равны между собою, а пятая вполовину их меньше. 220. Крепость веревки, то есть сила, которой она противоустоять может, всегда меньше суммы сил выдерживаемых нитями оную веревку составляющими, ибо при свивании стренд и при спуске веревки, все нити крутятся, отчего волокна их напрягаются, так что некоторыя из них прерываются, а другие от сильнаго трения ими претерпеваемаго ослабевают. Притом, не все нити составляющия туже стренду равно скручиваются, и следовательно не все равное напряжение получают. Чем больше оне удалены о центра движения, тем сильнее вытягиваются; так что самыя наружныя нити наибольше напряжены бывают, между тем как внутренния, по оси стренды протяженныя, только что сами около себя вертятся, сжимаются, и вовсе не вытягиваются. По сим причинам кручение нитей вредно для крепости веревок; но с другой стороны, нельзя делать прочных веревок, не скручивая нитей по крайней мере до некотораго предела, который обыкновенно определяется тем условием, чтобы нити укорачивались не более как на 1\3 длины их в основе. 221. Отсюду можем видеть преимущество четырех-стренднаго троса пред трех-стрендным. В самой вещи, при той же толщине обеих тросов, стренды перваго тоньше чем стренды втораго, а чем стренда толще, тем неравенство напряжений нитей ея должно быть больше; следовательно нити перваго троса равнее напряжены бывают нежели втораго. Притом, чем число стренд больше, тем меньше оборотов при спуске троса каждая их них делает; по сему тем меньше оне крутятся; и будучи тоньше, равнее напряжены быть могут. Наконец, при большем числе стренд веревка бывает глаже, отчего она делается в блоках ходче, и меньше трения претерпевает. Итак четырех-стрендный трос, имея туже толстоту, крепче и удобнее трех-стренднаго; но спускать его труднее. Четырех-стрендные тросы делаются обыкновенно из вантовой пряжи, толщиною от 11 до 4 дюймов, а длиною во 150 и 120 сажень; и употребляются на гинь-лопари к кранам, к топрепам и к гарделям, на самые топрепы, на стенгь-вынтрепы, на кат-лопари и на вантовые талрепы. 222. Канаты, кабельтовы и перлини спускаются из трех-стрендных ровной пряжи тросов, которые для сего скручиваются во первых больше нежели упругость их стренд того требует: и так сии веревки спускаются дважды, что и называется кабельною работою. Канаты имеют толщину от 24 до 12 дюймов, кабельтовы от 12 до 6, а перлини от 6 до 2, 1\2 дюймов; длиною же все они бывают во 120 сажень, а основываются самые толстые на 190, а прочие на 180 саженях. Сей же работы делаются буйрепы и жвака-галсы. 223. Преимущество кабельной работы пред тросовой состоит в том, что при тоже толщине веревки, первоночальныя стренды первой гораздо тоньше нежели второй. Притом от двойного спуска пеньковыя волокна так перевиваются и перепутываются между собою, что если бы сильным трением и порвало бы несколько нитей каната в одном месте, в сей только одной части канат и ослабнет, а во всех других точках своей длины прежнюю сохранит крепость; ибо прерванныя нити будучи весьма сильно сжаты идущими поверх их прядями, не могут в других местах выдернуться. Наконец многие думают, что вода не столь скоро и не в таком изобилии проницать может веревку дважды спущенную, и что потому то сею работою должно составлять те веревки, которыя по необходимости часто в воде бывают. 224. Весь стоячий такелаж, как то: ванты, штаги, фардуны и бакштаги; также кабаляринги, шкоты и галсы нижних парусов и гардель-репы, спускаются из четырех тросов с сердешником; каждый трос спущен бывает из трех стрендей вантовой пряжи, а толщина сердешника равна 1\4 ю меньше толщины каждой стренды. Итак сии снасти состоят из 12 стрендей и одного сердешника; и сие называется вантовая или кабельная четырех-стрендовая работа, принимая каждый трос за стренду. Большее число стренд делают сию работу крепче всех прежде описанных. Правда что от сплетения многих стренд веревка большую жесткость получает, но сие же самое сплетение препятствует ей много вытягиваться; а сие последнее качество и крепость, паче нежели мягкость, стоячему такелажу нужны. Для спуска вант-троса во 100 сажень основывается он на 160 саженях. 225. Галсы нижних парусов и марс-шкоты, первые
кабельною четырех-стрендною, а вторые обыкновенною тросовою
трех-стрендною работою, спускаются остроконечные; тоесть
так, что концы их привязывающиеся к парусу вдвое толще тех,
за которые люди руками тянут. Сие делается для того, что
весьма неудобно охватывать руками толстую веревку, и убираться
с нею громозно. При спуске сих снастей дается им та самая
длина, какую оне должны иметь в употреблении. |
Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай» |
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск |