Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна



<< назад


Определение крепости веревок
Использован материал (стр. 255-258, ч.1)
из труда:
"Опыт Морской практики"
Сочинил Капитан-Командор, Морского Кадетского Корпуса Инспектор и Императорской Академии Наук член Платон Гамалея, Санкт Петербург; Морская Типография 1804г. В 2 частях: 258стр. + чертежи и 392 стр. + Атлас рисунков;

лексика и грамматика оригинала оставлены без изменений (А.Б.)


Крепость веревки, завися от числа нитей ее составляющих, должна быть также пропорциональна квадрату ея толщины. Однако Г. Дюгамель производя опыты над тонкими веревками, нашел, что крепость их несколько увеличивается, нежели число равных нитей. Я не нахожу сему причины, буде не позволено сомневаться в точности опытов столь знаменитого наблюдателя. При тех же всех прочих обстоятельствах, чем тоньше нити, тем веревка крепче. Сие происходит оттого, что для пряжи тонких нитей употребляется самая чистая пенька, которой волокна, будучи весьма мягки, плотнее ложаться и не столь удобно ломаются.
Можно сыскать крепость всякой веревки по сему приближенному правилу, которое извлечено из опытов. Квадрат толщины веревки умноженный на 12, дает вес в пудах, которой она выдержать может. Из сравнения сего правила с предыдущим следует, что веревка может понести вес в 19 крат больший того, какой сама имеет, будучи длиною во 120 сажень.Ибо назвав "альфа" окружность веревки, крепость ея выразится через 12 х "альфа", а вес через 5\8"альфа"в квадрате. Сие разумеется о простой тросовой работе: мы уже видели, что другия крепче. По опытам известно, что крепость кабельтова содержится к крепости троса имеющаго ту же толщину, как 13 к 9, или почти как 4 к 3.
Господин Лейтенант Павел Мацнев, будучи в Портсмут, снял чертеж новоизобретенной в Англии для спуска канатов машины, и возвратясь в Россию, в 1801 году сделал по оному чертежу самую машину, которая теперь в Кронштатской прядильне в употреблении находится. Главное достоинство сия машины состоит в том, что действием ея все нити составляющия туже стренду равно вытягиваются; а как сие невозможно, если все оне будут иметь в основе равную длину, то машина действует таким образом, что она пускает нити тем длиннее, чем далее оне от средины стренды простираются: когда для составления каната крайния нити пущены были длиною во 190 сажень, то самые внутренния не больше 165 сажень длины имели. От сего троякая польза происходит: 1-е. Равное напряжение всех нитей дает канату гораздо большу крепость,что Г.Мацнев доказал опытом. Он велел свить две пряди, одну обыкновенным образом, а другую посредством своей машины, и каждую во 126 нитей; первая прядь порвалась под тяжестью 347 пудов, а для прервания второй потребно было 529 пудов к ней привесить, что делает 4 пуда 8 фун. на каждую нить, не многим меньше того веса, какой она сама собою должна выдерживать (пар.210); и крепость сей второй пряди содержится к крепости первой, почти как 3 к 2. 2-е. От того что не все нити получают равную длину, походит их в канате меньше, и почти 1\24 всего количества сберегается. 3-е. При том же числе нитей, и гораздо большей крепости, канат делается тоньше, а по сему для употребления удобнее.

<< назад

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск