Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна



<< назад


Ведило. Шергень
Использован материал (стр.135-138) и чертежи (Атлас рисунков)
из труда:
«Начертание правил Плотничнаго мастерства, для учеников мастерских рот учебнаго морскаго рабочаго экипажа, составлинном сего экипажа капитаном Дементьевым, и одобренное ученым комитетом главнаго морскаго штаба Его Императоскаго величества. Часть 1. О Инструментах и употреблении оных», СанктПетербург, В типографии Временнаго Департамента Военных Поселений, 1834 г.

лексика и грамматика оригинала оставлены без изменений (А.Б.)




Нет ли еще особеннаго рода лекал? ФИГ. 133

Есть еще лекало, называемое ведило, служащее собственно для поверки флортимберсов; которое впрочем ныне совсем почти не употребляется, по причине огромности; для малых же судов, а особливо в шлюпочной, оно необходимо.

Как делается ведило?

Ведило делается следующим образом: по обводу миделеваго флортимберса, во всю длину его, обделывают из 1,1\2 дюймовых досок лекало, внутреннюю кромкою по данной черте; по средине сего лекала приделывается доска вертикально, изображающая высоту флортимберсовой рыбины на штевнях; конец сей доски скрепляется с концами лекала раскосинами, по направлению рыбин; таким образом составится лекало, ведилом называемое; на сем ведиле на одной стороне назначаются на раскосине окладные кромки носовых шпангоутов; для большей же верности, а равно и крепости ведила, помещаются еще раскосины, по направлению соответствующих рыбин; на них так же назначаются точки обвода шпангоутов и надписываются принятыми знаками. На вертикальной же доске назначаются пятки флортимберсов. На другой стороне лекала, или ведила означаются таким же образом, кормовые шпангоуты и пятки флортимберсов; а так как лекало сие значительной величины, то для удобства в переноске, распиливают вертикальную доску по средней линии корпуса пополам, и скрепляют между собою петлями, посредством коих удобно складываются одна половина с другою.

Как употребляется сие ведило? ФИГ. 134

Когда первый ряд прямого шпангоута будет набран на блоках, и по лекалам выправлен как следует, тогда кладут поперег онаго на какой либо высоте доску или шергень, чрез средину коего и среднюю линию корпуса на ведиле, которое установлено на соответствующем флортимберсе, натягивают нитку и закрепляют; ежели ветви шпангоута лежат на пятках его, назначенных на раскосинах, то шпангоут набран верно, ежели нет, то стараются исправить погрешности.

Что называется шергенем?

Шергенем называется толстая, верно выправленная доска; оная нарезывается плашмя поперег шпангоута, горизонтально с одной ветви на другую; шергени служат как временною перевязкою шпангоутов, так и для поверки при установлении оных; на них накладываются также доски, заменяющие подмостки во время работы; а потому шергени делаются, смотря по ширине судна, значительной толщины, а именно: от 3-х до 6-и дюймов.

Один ли шергень бывает у шпангоута, или более и в каких местах оные приколачиваются?

Шергеней бывает у шпангоутов, смотря по величине строющихся судов, от 3-з до 4-х; они нарубаются горизонтально на высоте портов всех деков и на высоте орлоп-бимсов, или под орлоп-клямсами, чтобы совершенно связать одну половину шпангоута с другою, вернейшим образом, и сверх того, служат для настилки мостов, с коих удобно приделывать клямсы и нарубать на оные бимсы.

Как нарубаются и крепятся к шпангоутам шергени? ФИГ. 135

Шергени обыкновенно бывают несколько длиннее ширины шпангоута, ему соответствующаго, а потому сначала назначается верно ширина шпангоута; отступя от концов, зарубается с боку онаго, глубиною на один дюйм, выемка, которая должна обхватывать шпангоут с боку и прикрепляется сверх сего железными гвоздями; шергени пускаются длиннее для того, чтобы было удобней сделать сию выемку, от чего зависит крепость связи.



<< назад

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск