Для вырубки нижних вант утверждают на полу такелажной или на палубе, две стойки, в расстоянии равном удалению переднего юферса от середины противной стороны топа мачты, снятому на месте, или тоже в расстоянии, равном удалению этой части топа до пяртнерса мачты, увеличенному половиною ширины палубы между пяртнерсом и бортом, или наконец, принимают последния две величины за стороны прямоугольного треугольника и вычисляют по ним ипотенузу. Закрепив на одной из этих стоек конец вант-троса, другой конец обносят около другой стойки, потом около первой, и полагая новый оборот не сверху, а подле первого, на обеих стойках, обносят опять около второй, около первой и т.д., пока не положится все число вант одной стороны, той мачты, от топа которой мерилось расстояние. Внутренний шлаг будет первая пара, второй - 2-ая, и т.д.; и на стойке, на которой закреплен первый конец вант-троса, будут концы вант, а на другой - огона их. Длина последних определяется двояким образом. Одни, вымерив окружность топа мачты над подушками, кладут оную около 2-ой стойки на 1-ю ванту, чрез это получают место бензеля на этой ванте; против этой точки отбивают поперег всех вант перпендикулярную черту: она покажет на вантах места их бензелей; и к этой величине перваго огона считают даже лишним прибавлять ширину бензеля, говоря, что сколько бы ванты ни были вытянуты предварительно, они всегда, при тяге на месте, подадутся еще столько, что бензель сам ляжет ниже. Другие поступают наоборот и делают огон 1-ой пары несколько более огонов следующих пар; так что имея бензель вытянутой 1-ой пары на скате подушке, каждый следующий бензель кладут выше предыдущаго, на всю ширину онаго.- Последний способ должно предпочесть первому, потому что в оном как бензель, так и ванта претерпевают значительно меньшее напряжение. Получив места бензелей, кладут за 2-ой стойкой, на продолжении линии соединяющей обе стойки, на каждую пару вант марку, означаю внутреннюю одним узлом, 2-ю двумя, и т.д. Потом откладывают от той же стойки к 1-ой, длину топа мачты, получают места на вантах, где должно окончить клетень чтоб он пришелся несколько ниже ворса швиц-сарвень-стропов, если таковой употребляется. Наконец по той же линии разрубают, за 1-ой стойкой, все ванты, получатся ванты требуемой длины.Так как длина всех вант той же стороны одной мачты, не всегда составляет ровно один или два вант-троса, то, вымерив длину их заранее, заказывают на заводах вант-тросы ровно в длину нескольких вант.
Стень-ванты вырубаются таким же образом, как нижния, но для них не берется в разсчет полуширина марса, а только мерится длина стеньги от верхней кромки лонго-салингов марса, до середины противной стороны топа стеньги. Брам-ванты и прочий стоячий такелаж вырубается прямо по Штату или по обмеру на месте.
Вырубив ванты, вытягивают каждую пару отдельно. Для этого, обыкновенно, закрепив за что либо один конец пары, на другой закладывают тали и тянут; но лучше чтоб вытянуть ванту ровно по всей ея длине, тянут, вдруг или попеременно, оба ея конца; при чем тягу закладывать сколько можно ближе к самому концу троса, дабы его вытянуть равно по всей длине и не оставить толстых концев. Прочий стоячий такелаж вытягивают таким же образом, отдельно каждую штуку, исключая самого мелкого, как бом-брам-ванты, бом-брам-фардуны и багштаги и т.п., который вытягивают посредством баласта, подобно тому, как вытягивают бегучий такелаж; и как в том так и в другом случае, должно через некоторый промежуток времени такелаж перетягивать. |