Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна



<< назад

Вырубка
и вытягивание бегучего такелажа


"Вооружение Военных Судов", издание второе, Капитан 1 ранга К. Посьет, Санкт Петербург, Типография Морскаго Кадетскаго Корпуса. 1857г., 466 стр. + Атлас рисунков;
(испльзованы стр. 6 -9, лексика и грамматика оригинала оставлены без изменений, А.Б.)



Вытянув тросы бегучаго такелажа, их продевают по мере того, как вооружение судна продвигается вперед, определяют при этом длину снастей, вырубают их и обделывают. Это не может много задержать такелажные работы, потому что обделка бегучаго такелажа состоит только в обделке его концев.

Вытягивают же бегучий такелаж посредством шпиля или баласта (*)

Особо хорошо должны быть вытянуты марса-фалы, марса-тупенанты, брам-фалы и шкоты, кливер-фалы, сигнальные фалы, выблиночный трос и тросы, предназначенные для острапливания блоков.

Вытянув и вырубив новый такелаж, приступают к обделке онаго, при чем употребляют различные лини и шкимушгар.

Лини в 6 (шестерик), в 9 (девятерик) и в 12 нитей, употребляются на трень, бензеля, найтовы к стропам, шнуры, нок-бензеля и пр. Шестерик и девятерик, кроме того, употребляются еще на клетень.
Стеклинь, спускаемый в 3 пряди, из коих каждая в две каболки, употребляются на разные оплетки, на трень, клетень, бензеля, шнуры, нок-бензеля лиселей, паруса гребных судов, и проч. Бородочный стеклень употребляется на ростерные мачты и на шкентросы к служительским койкам.
Юзень, состоящий из трех каболок,- на трень, бензеля, найтовы, для обшивания кожею, на вязание сеток, и проч.
Марлинь, состоящий из двух каболок, - на трень, бензеля, мелкий клетень и проч.
Лаг-линь, состоящий из трех прядей, в три нити каждая, кроме к лагу, употребляются еще на шнуры и нок-бензеля гребных судов.
Ворса употребляются для делания различных матов, платанов, обносных сезней, риф-сезней и ревантов; для сарвеней и сезней к канатам, для тренцевания и клетневания такелажа; для делания швабр и проч.
Лучшая ворса получается из такелажа, защищенного во время его службы от влияния сырости и перемен воздуха, смолою, клетнем и т.п. и потому такую ворсу дают: стоячий такелаж, большие стропы, покрываемые оплеткою или клетнем, и проч. Она употребляется на шкимушгар для матов, для каболочных стропов и проч.
Худшую ворсу дают удостоенные в негодность канаты, кабаляринги и т.п.; потому что верхния каболки оных бывают обыкновенно исшмыганы и истерты, а внутренния часто бывают перепревшими. Она употребляется на делание швабр, на трень под клетень, и проч.

Одну четверть определяемого для судна количества ворсы (**) положено отпускать белым и смоленым шкимушгаром. Часть этого шкимушгара спускается на заводе из бородки, в 2 и в 3 нити; а другая, из тонкой пряжи: в 6 и 4 нити, в роде стеклиня, и в 2 нити, в роде марлиня. Белый шкимушгар употребляется на тканье матов, сезней, положение клетня на марса-драйрепы и проч.

Если по недостатку шкимушгара, спущенного на заводе, понадобится спустить оный на судне, то это делается следующим образом. Связывают сперва из каболок две или три нити, таким образом, чтоб соединение двух каболок одной нити не было против такого же соединения другой нити. После этого спускают нити вместе, посредством отпускаемого для сего колеса; при чем действуют совершенно так, как при спуске заводской каболки. Полученную таким образом прядь шкимушгара наматывают в клубок, разносят по палубе и спускают три такие пряди вместе, точно так, как обыкновенно из прядей спускают на заводе тросы. При связывании каболок, концы их не соединяют обыкновенными узлами, а раздвоив конец одной каболки, кладут между полученными половинками конец другой и свивают их вместе; а чтоб свивка вышла тоньше и ровнее, то, до соединения концев, их распускают и вычесывают до половины.

Ссучить шкимушку значит свить рукою на колене три или более каболок и потом вышмыгать их смоленою парусиною.

(*)
"Старое обыкновение, развивать трос укладывая его в бухты"- говорит Г. Гласкок, -"конечно освобождает его от многих закруток, но не может раскрутить его так, чтобы он свободно ходил в блоке".
(**)
Ворсу полагается рубить на куски 5- саженной длины.




<< назад

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск