Ботик Петра I "Св. Николай" Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна |
Вырубка
|
Вытягивают же бегучий такелаж посредством шпиля или баласта (*) Особо хорошо должны быть вытянуты марса-фалы, марса-тупенанты, брам-фалы и шкоты, кливер-фалы, сигнальные фалы, выблиночный трос и тросы, предназначенные для острапливания блоков. Вытянув и вырубив новый такелаж, приступают к обделке онаго, при чем употребляют различные лини и шкимушгар. Лини в 6 (шестерик), в 9 (девятерик) и в 12 нитей, употребляются на трень, бензеля, найтовы к стропам, шнуры, нок-бензеля и пр. Шестерик и девятерик, кроме того, употребляются еще на клетень. Одну четверть определяемого для судна количества ворсы (**) положено отпускать белым и смоленым шкимушгаром. Часть этого шкимушгара спускается на заводе из бородки, в 2 и в 3 нити; а другая, из тонкой пряжи: в 6 и 4 нити, в роде стеклиня, и в 2 нити, в роде марлиня. Белый шкимушгар употребляется на тканье матов, сезней, положение клетня на марса-драйрепы и проч. Если по недостатку шкимушгара, спущенного на заводе, понадобится спустить оный на судне, то это делается следующим образом. Связывают сперва из каболок две или три нити, таким образом, чтоб соединение двух каболок одной нити не было против такого же соединения другой нити. После этого спускают нити вместе, посредством отпускаемого для сего колеса; при чем действуют совершенно так, как при спуске заводской каболки. Полученную таким образом прядь шкимушгара наматывают в клубок, разносят по палубе и спускают три такие пряди вместе, точно так, как обыкновенно из прядей спускают на заводе тросы. При связывании каболок, концы их не соединяют обыкновенными узлами, а раздвоив конец одной каболки, кладут между полученными половинками конец другой и свивают их вместе; а чтоб свивка вышла тоньше и ровнее, то, до соединения концев, их распускают и вычесывают до половины. Ссучить шкимушку значит свить рукою на колене три или более каболок и потом вышмыгать их смоленою парусиною. |
Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай» |
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск |