Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна



<< назад


Старнпост
Использован материал (стр. 317-318, ч.1)
из труда:
"Искусство или Главные начала и правила научающие искусству строения, вооружения, правления и вождения кораблей", Сочиненное господином Роммом,
Корреспондентом Парижской Академии Наук и Профессором Навигации морского училища.
Перевел с французского: Флота Капитан Александр Шишков;
Типография Морскаго Шляхетнаго Кадетскаго Корпуса, 1793г. 1 часть 542 стр., 2 часть 355 стр. + Атлас чертежей и рисунков;
(лексика и грамматика оригинала оставлены без изменений, А.Б.)


Старнпост, долженствующий всегда состоять из одной штуки, имеет туже ширину как и киль; но размерение его по длине корабля, есть подле киля столь велико, сколько толстота дерева позволять может. Когда все гани штуки долженствующей составить старнпост гладко отесаны будут, тогда поставляют ее на особливых блоках в таком месте верфи, которое недалеко от стапеля, дабы утвердить на ней транцы, на сих фашенписы. Буде сей старнпост должен по чертежу иметь некоторый уклон, плотник уставя его на блоках так, чтоб боковая грань его "ebpd",фиг.2, была вертикальна, проводит на сей грани линею "bc", которая делала бы с "bp", внешним краем старнпоста, угол "cbp", равный дополнению того, какой "bp" должна делать с продолжением киля, полагаемаго всегда горизонтальным в корабле плавающем; потом, помощью ватерпаса, делает он сию линию "bc" точно горизонтальною. Транцы присоединяемые к старнпосту, и которые суть параллельны килю, могут таким образом легко помещаемы быть в принадлежащие им положения, когда линия "bc" сделается перпендикулярною к плоскости их верхней грани. Место которое они должны занимать на старнпосте, будучи показано на лекале, означается также и на грани "ebpd" линиями проведенными перпендикулярно к "bc", из точек r,u,n,t,m,k; на нем вырезывается такой же шпунт как и на киле. Направление "fo" сего шпунта паралельно краю "bp" старнпоста, и оное от него толико же удалено как направление шпунта стема от его внешняго края. Оное кончится с одной стороны у продолженного шпунта киля, а с другой у винтранца. Старнпост приуготовляют потом так, чтоб поместить в оный средину каждого транца, сиречь насупротив каждой вышепоказанной черты делают выемку с зубом скрытым в толщине старнпоста, включая самый нижний транец.
Иногда размерения старнпоста бывают весьма малы, и потому штука может крайне ослаблена быть сими глубокими выемками; тогда приделывают ко внутренней грани его "ek", фиг.2, новую штуку, называемую фалстарнпост, которая имеет довольную толщину для сделания в ней выемок соответствующих каждому транцу. Сии выемки суть столь же глубоки на транцах как и на старнпосте, и при делании оных стараются наблюдать чтоб не повредить особенной крепости каждой штуки. Те из оных, которыя делаются в винтранце и старнпосте, долженствуют быть таковы чтоб сей транец опустился до внутренности шпунта "fo". Что до других транцов, буде штука составляющая старнпост имеет великую боковую ширину, они врубаются сколько потребно для соединения их с старнпостом, но уменьшают высоту их ворота поколику может то позволить величина соответствующей ширины старнпоста. Нижний транец не впускается в выемку подобно другим транцам, он имеет шип в 3 дюйма длины и востолькож квадратной толщины, который вмещается в гнездо сделанное по мере его в старнпосте. Малое растворение его ветвей, и нужда в сбережении старнпоста, побудили выдумать сей способ соединения.

<< назад

Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск