Ботик Петра I "Св. Николай" Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна |
|
Между стемом и настоящим ближайшим к нему шпангоутом ставят один, два, а иногда и три шпангоута, которые не параллельны миделю. Называют их поворотными или косыми, ибо будучи положением своим похожи на фашенписы, они находятся в плоскостях вертикальных, и косвенных к диаметральной плоскости. Пята перваго поворотнаго часто касается пяты последняго настоящаго носового шпангоута, и никогда не бывает много от оной удалена. вершина сего поворотнаго напротив того удаляется от сего самаго шпангоута на разстояние большее чем спация находящаяся между другими шпангоутами, и размерение его в правке переменяется от пяты до вершины, дабы спация не была с лишком велика притив бретлеина. Косвенное положение дающееся сим поворотным выдумано, как то уже сказано, чтоб соблюсти всякую бережливость в лесе, и чтоб штуки составляющие носовую часть корабля как можно меньше ослаблены были. Мы инде показали, каким образом делаются лекалы, и как меряются малки сих поворотных. Дело производится над ними точно также как над над фашенписом, который по истине не что иное есть как поворотной. Однакож плотники часто делают лекалы поворотных, подобно как лекалы наборных шпангоутов, означая на рыбинах точки, которыя им общи с обводом каждаго поворотнаго.
Сии косвенные шпангоуты составляются из флортимберсов, лорфутоксов и футоксов, подобно другим шпангоутам (*). Одни флортимберсы их отменны. Оные будучи разделены на две части, упираются в боковую грань дейдвуда, и образ пяты сих частей или ветвей флортимберса, также как и концы лорфутоксов изображает фиг.62. Да будет Е часть поворотнаго. Пята его объемлет обвод дейдвуда даже до шпунта киля, где оная кончится. Она имеет шип, высовывающийся на два или три дюйма, котораго толщина равна толщине штуки, и который впускается в дейдвуд, дабы соединение сделать плотнее. Каждый поворотный с противуположенным ему на другой стороне корабля соединяется на верфи так, как настоящий шпангоут, и когда удостоверятся о сходственности их с лекалами, тогда, по скреплении штук их болтами, ставят оные в корабль. Пяты флортимберсов и лорфутоксов разставленных по ту и по другую стороны дейдвуда, соединяются проходящими сквозь них болтами, а также прибиваются к дейдвуду. Остальное пространство находящееся между последним поворотным и стемом наполняется многими деревянными штуками называемыми гасписы. (*) В нашем корабельном строении поворотные шпангоуты вместо флортимберсов имеют у себя лонг-тимберсы: сии деревья, как у нас так и у французов, обыкновенно бывают половинчатыя, тоесть оные не состоят из одного цельного дерева, возвышающаго, подобно флортимберсам, ветви свои на обе стороны корабля; но каждое из них есть особливое дерево, утвержденное нижним концем свои в дейдвуд, одно с правой, а другое противуположенное ему с левой стороны корабля. По сей причине лонг-тимберсы легко могут быть составлены из одной штуки, которая в поворотном шпангоуте заступает тож самое место, какое в настоящем шпангоуте имеет ветвь флортимберса купно с поставленным на конце ея вторым или мидель-футоксом. Лорфутоксы же поворотных называются у нас галфшимберсами. |
Использование материалов только с разрешения автора© Copyright 2006—2024 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай» |
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск |