| ...При всем том, Каспийския суда с починкою 
                          служат от 6 до 7 лет; самый же большой срок можно положить не 
                          долее 15-20 лет. Первый срок ограничивает службу судов, занимающихся 
                          перевозкою дров, леса, провианта, и т.п.; вторый должащий срок, 
                          ограничивает службу судов - собственно промышленнических и других, 
                          занимающихся перевозкою соленой рыбы, тюленьяго жиру и т.п. 
                          Замечательно, что всего скорее подвергаются гниению суда, занимающиеся 
                          перевозкою муки; тогда как промышленническия или ловецкие суда, 
                          употребляемыя постоянно для перевоза грузов соленой рыбы, выслуживают 
                          самый дожащий срок; у последних сгнивает и переменяется только 
                          надводная часть, подводная же может служить без всякой поправки 
                          до 20 лет. Потому-то каждый судовладелец, построив новое судно, 
                          старается отдать его под перевозку тюленьяго жира или соленой 
                          рыбы; по истечении же двух или трех лет берет судно обратно 
                          и употребляет его всюду, смотря по надобности. Этим, единственным 
                          здесь средством, на долго устраняется порча или гниение судов. 
          Персияне вновь построенныя суда свои вымазывают внутри нефтью 
          - средство также полезное, но слабее перваго: вероятно оттого, 
          что разсол из под рыбы и рыбий или тюлений жир проникают в дерево 
          глубже чем нефть.
 В 1839 - 1840 годах сделаны были в Астрахани опыты над двумя 
          судами: каждый футокс шпангоута, и грани наружной и внутренней 
          обшивок, прилегающия к набору, а также торцевые концы бимсов 
          и внутренности всех замков - были вымазаны на одном из сих судов 
          известкою; на другом же судне, весь набор кругом вымазан был 
          нефтью. По прошествии четырех лет, когда оба судна потребовали 
          исправления, оказалось, что у перваго более всего подверглись 
          гниению те части, на которых лежал слой известки, - особенно 
          же в надводной части, которая почти вся поражена была гнилью, 
          и содержала бесчисленное множество насекомых; сердцевины же 
          футоксов сохранились хорошо. Набор втораго судна, в тоже время 
          представлял другое, совершенно противное явление: грани футоксов, 
          покрытыя нефтью, сохранились хорошо, тогда как сердцевины их 
          заражены были гнилью, и содержали сырость и даже мокроту.
 |