Ботик Петра I "Св. Николай"
Авторский проект строительства полномасштабной Реплики исторического судна



<< назад

О пропитках и гнили
фрагменты из книги:
"О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном" Корпуса Корабельных Инженеров Штабс - Капитан П.Богославский Санкт Петербург; Типография Морского Министерства 1859г., 188 стр. + Атлас чертежей и рисунков;
(испльзованы стр. 103 - 105, лексика и грамматика оригинала оставлены без изменений, А.Б.)



...При всем том, Каспийския суда с починкою служат от 6 до 7 лет; самый же большой срок можно положить не долее 15-20 лет. Первый срок ограничивает службу судов, занимающихся перевозкою дров, леса, провианта, и т.п.; вторый должащий срок, ограничивает службу судов - собственно промышленнических и других, занимающихся перевозкою соленой рыбы, тюленьяго жиру и т.п. Замечательно, что всего скорее подвергаются гниению суда, занимающиеся перевозкою муки; тогда как промышленническия или ловецкие суда, употребляемыя постоянно для перевоза грузов соленой рыбы, выслуживают самый дожащий срок; у последних сгнивает и переменяется только надводная часть, подводная же может служить без всякой поправки до 20 лет. Потому-то каждый судовладелец, построив новое судно, старается отдать его под перевозку тюленьяго жира или соленой рыбы; по истечении же двух или трех лет берет судно обратно и употребляет его всюду, смотря по надобности. Этим, единственным здесь средством, на долго устраняется порча или гниение судов.
Персияне вновь построенныя суда свои вымазывают внутри нефтью - средство также полезное, но слабее перваго: вероятно оттого, что разсол из под рыбы и рыбий или тюлений жир проникают в дерево глубже чем нефть.
В 1839 - 1840 годах сделаны были в Астрахани опыты над двумя судами: каждый футокс шпангоута, и грани наружной и внутренней обшивок, прилегающия к набору, а также торцевые концы бимсов и внутренности всех замков - были вымазаны на одном из сих судов известкою; на другом же судне, весь набор кругом вымазан был нефтью. По прошествии четырех лет, когда оба судна потребовали исправления, оказалось, что у перваго более всего подверглись гниению те части, на которых лежал слой известки, - особенно же в надводной части, которая почти вся поражена была гнилью, и содержала бесчисленное множество насекомых; сердцевины же футоксов сохранились хорошо. Набор втораго судна, в тоже время представлял другое, совершенно противное явление: грани футоксов, покрытыя нефтью, сохранились хорошо, тогда как сердцевины их заражены были гнилью, и содержали сырость и даже мокроту.


<< назад

Использование материалов только с разрешения автора
© Copyright 2006—2017 «Авторский проект А.Бойцова Ботик Петра I Св.Николай»
Дата создания: 01.01.2006 г., © А.Бойцов, г.Томск